Сталин как анти-Путин

На модерации Отложенный

Итак, давно обещанная веселуха по случаю Дня Победы начинается – в Москве развешивают портреты Сталина. Ситуация с ними, как ни крути, понятна не вполне. Общенациональный комитет по проведению праздника вроде рекомендовал народ изображениями генералиссимуса не возбуждать, председатель Госдумы Борис Грызлов опять же просил своего соратника по партии Юрия Лужкова одуматься. Но Москва со Сталиным встала насмерть как бы из собственного личного упрямства. Во что верится с трудом – все же речь идет о столице, о витрине страны.

Поэтому смею предположить, что в истории с портретами сработал один из основополагающих принципов нынешней правящей идеологии – по возможности уважить всех подряд и у всех взять понемножку. Чтобы власть была типа общенародной и всеми любимой. Либералам разрешают трындеть на «Эхе» и в каком-нибудь Еже, для публики другого типа есть центральные телеканалы и, скажем, мистический империалист Проханов.

Трехцветный белогвардейский флаг сосуществует с «Союзом нерушимым республик свободных», двуглавый орел – с заветным обращением «товарищ» в армии. У коммуно-государственников отняли державность, долбание Запада, а также заклинания о социальной помощи бабушкам-учителям-медсестрам. Для обывателей иного толка ведутся интеллектуальные разговоры о намерении поэтапно расширять пространство демократических свобод в стране на основе консолидированной власти. Поскольку, как нам давным-давно объяснили, в России в просвещенные европейцы можно записать только высшее начальство.

Сюда и Сталин укладывается – мол, хотите вы своего Вождя народов на 9-е мая, так и получите. В мелкой расфасовке, конечно, не на весь фасад Большого театра.

Но все же, как говорится, лучше, чем ничего.

Вообще-то практика такого типа была в чем-то эффективной. Скажем, у российских коммунистов таким образом власти в свое время крайне технологично забрали все их боевые лозунги, оставив тов. Зюганова практически ни с чем. Подобные модели были успешны и в некоторых других странах. Той же Японией более полувека управляла разношерстная «партия для всех», которая умудрилась объединить и местных либералов-космополитов, и местных сталини…, пардон, архаичных ура-патриотов, утирающих слезы при упоминании героической гибели линкора «Ямато» под американскими бомбами.

Но в истории с портретами Сталина, увы, так ловко не получится. Подавляющему большинству народа, конечно, все это по фигу – оно и слыхом не слыхивало про коллизию с уличными изображениями Вождя. Однако сталинистов вы портретами не купите – во-первых, картинок для них унизительно мало. Во-вторых, нынешний сталинист – это непримиримый враг власти (если оставить в стороне часть ветеранов, вполне естественно ностальгирующих по молодости). Для этой части наших сердитых соотечественников дело не в Сталине, а в том, что горбачевские и ранне-ельцинские времена идеологией своей имели отрицание сталинизма, бесконечные разоблачения прошлых зверств и проклятых ошибок. Эти люди считают, что под шумок таких рассказов их просто обманули и ограбили.

Поэтому Сталин для нынешних сталинистов – не просто историческая фигура, это мечта о том, чтобы навсегда перечеркнуть Горбачева и Ельцина, их наследие. Сталин для этих людей – анти-Путин. И ярость наших новых сталинистов, их обиду десятком плакатов не погасишь.