Об одной чернобыльской тайне

На модерации Отложенный

Московское правительство, по сообщениям информагентств, вчера выделило несколько сотен тысяч рублей для единовременной выплаты ликвидаторам, пенсионерам и инвалидам, которые были эвакуированы из зоны отчуждения и переселены из зоны отселения, в связи с 24-й годовщиной Чернобыльской катастрофы. Две тысячи рублей - небольшие по нынешним меркам деньги, но и они пригодятся тем десяткам тысяч москвичей, которых напрямую задела чернобыльская беда.

Это сообщение о компенсации заставило меня вспомнить об одном трагичном Чернобыльском эпизоде, информация о котором стала общедоступной три года назад, 23 апреля 2007 года, когда канал BBC2 показал фильм «Наука супершторма». В этом фильме два советских военных летчика рассказали, как в 1986 году они осаждали чернобыльские радиоактивные облака, распыляя йодистое серебро и вызывая дожди над «малонаселенными» территориями – чтобы не дать радиоактивным осадкам выпасть в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде и Ярославле. Когда я узнал об этом из британской Daily Telegraph (\"Как мы вызвали чернобыльский дождь\", Р. Грэй, 23.04.2007), то был сильно удивлен: мой знакомый, бывший руководитель Гидромет СССР и член правительственной комиссии по Чернобылю Ю.

Израэль, неоднократно публично заявлял, что ничего такого не было. Сегодня, зная многое о чернобыльской лжи и секретности, до сих пор окутывающих эту катастрофу, я больше верю военному летчику, чем почтенному руководителю Гидромета.

Можно понять логику высоких начальников, решивших спасти 10 - 15 миллионов человек ценой здоровья 300 – 400 тысяч жителей «малонаселенных регоинов». Но тогда мы - москвичи, нижегородцы, воронежцы, ярославцы в неоплатном долгу перед жителями Гомельшины, Брянщины, смолянами, тулякам, как уже погибшими, так и теми, которые болеют, и будут болеть из-за свалившихся на них радионуклидов, которые они не должны были бы получить. В долгу не только мы, жившие во время катастрофы, но и наши потомки: генетики рассчитали, что «эхо Чернобыля» будет слышно в семи поколениях.

Уверен, что в справедливом обществе эти невинные страдальцы должны бы иметь какую то серьезную компенсацию, может быть, даже большую, чем герои-ликвидаторы. А правительства спасенных областей, должны бы осуществлять какие-то долгосрочные программы помощи невинно пострадавшим территориям.