За что в России судят судей

Почти год прошел с того момента, как в России заработал новый орган — Дисциплинарное судебное присутствие. Проще говоря, это суд над судьями. Причем высший в прямом смысле этого слова. Разбирают здесь проштрафившихся людей в мантиях шесть судей — три от Верховного суда и три от Высшего арбитражного. Они уже рассмотрели ряд громких дел, в том числе касающихся кущевских судей. В каких грехах чаще всего обвиняют сегодня служителей Фемиды и всегда ли это подтверждается — об этом спецкору “МК” рассказал член Дисциплинарного судебного присутствия, судья Верховного суда, заслуженный юрист России Николай Толчеев.

— Николай Кириллович, сколько дел рассмотрело присутствие?

— В прошлом году — 32. В этом — 5. В основном это жалобы, но было одно обращение (между ними есть принципиальная разница). К нам обратился председатель ВС Вячеслав Лебедев с просьбой прекратить полномочия судье из Мурманска. Эта женщина пользовалась автомобилем, который был арестован ее же судом в обеспечение иска и даже объявлен в розыск. Доверенность на машину ей оформил сам ответчик. Судья ездила на его дорогой иномарке в Финляндию. Попала в аварию, машина пострадала... Всему городу об этом было известно. Квалификационная коллегия решила, что проступок судьи не такой уж значительный, и просто вынесла ей предупреждение. А Лебедев не согласился с таким мягким решением. Мы также признали, что нарушение настолько серьезное, что никак нельзя оставить судье статус. Иначе упадет авторитет судебной власти.

 

— Какие проступки чаще всего совершают судьи?

— На первом месте, конечно же, волокита. Иногда у судьи в сейфе месяцами лежит экспертное заключение. Часто служители Фемиды затягивают с составлением мотивированного решения (обязаны сделать это в 5-дневный срок). Если просрочка больше чем полгода, да систематически... Был случай, когда судья по 8 месяцев мотивированное решение не могла подготовить. При этом она говорила: ну и что, ничьи права не нарушены, я же выдала резолютивную часть, исполнительные листы. Но ведь кто-то может с мотивом не согласиться и на основании этого кассационную жалобу подать.

— Лишали полномочий из-за пьянства?

— Был один случай недавно. Судья появился на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Заснул прямо за столом. Сорвал процесс. Его еле добудились... Когда проснулся, сказал, что просто устал...

— Может, у него веский повод был?

— Мы это даже выяснять не стали. Неважно, был повод или нет, это серьезный проступок. И кстати, вот многие считают, что судья защищен, у него статус железный и потому можно ездить за рулем пьяным. Наоборот! Если он поедет пьяный, то его не только административная ответственность ждет, но и лишение полномочий и всех полагающихся привилегий. И кстати, в Верховном суде были случаи, когда прекращали даже отставку. Судья выходил по возрасту в отставку, получал персональную пенсию, льготы. И при этом нарушал требование судейского сообщества, согласно которому нельзя совершать поступки, умаляющие авторитет суда: в том числе работать нотариусом, адвокатом (разрешено только в государственных органах трудиться). Вот его после этого лишили всех привилегий.

— За халатность можете лишить статуса?

— Конечно. Мировой судья в Краснодарском крае уничтожил 1802 (!) дела. Они у него много лет валялись по всем углам пачками. И в какой-то момент он решил устроить “субботник”. И все дела были сожжены.

— Были случаи фальсификации?

— Были. Например, судья определил меру наказания преступнику, а на следующий день понял, что ошибся, забыл присоединить неотбытое наказание. Взял да и переписал приговор, добавив человеку год-два срока или заменив общий режим

 на особый. Осужденный в шоке к судье: как так, вы же мне меньше назначили! Судья ему — ты неправильно расслышал на заседании. И хорошо еще, что у осужденного сохранилась копия первоначального приговора... Вот таких статуса и лишили. А когда судья совершает подлог, то это уже уголовное дело.

 

— Знаю, что вы отказали в восстановлении даже одному военному судье. А в чем он провинился?

— Бывший гарнизонный судья злоупотреблял своим положением. Есть даже записи его разговоров с неким полковником, который по одному уголовному делу проходил (изначально прослушивали не судью, а как раз военного, причем после получения всех необходимых разрешений). Так вот, служитель Фемиды консультировал полковника по его делу. Учил, как срывать заседания, как разваливать дело. Они с ним встречались неоднократно. А когда слушалось дело этого полковника, судья сам пришел в зал и контролировал ход процесса, морально поддерживал своего знакомого. Председатель его спрашивал: что ты тут делаешь? А он отвечал, что присутствует в порядке обучения. Вообще этот судья категорически отрицал свою вину, считал, что доказательства добыты с нарушением закона. Кстати, не секрет, что люди в мантиях знают все лазейки, используют их, чтобы вернуть свой статус. А квалификационные коллегии часто очень поверхностно подходят к сбору доказательств. Если бы они относились серьезнее, то могли бы лишить статуса больше непорядочных людей в мантиях.

— В сговор с одной из сторон судьи часто вступают?

— Это всегда очень трудно доказать. Но хабаровского судью недавно лишили полномочий. Она на полставки преподавала в дальневосточной академии госслужбы (по закону людям в мантиях разрешено заниматься преподавательской и творческой деятельностью). Так вот, по многим громким делам, связанным с жилыми помещениями, участвовала в качестве представителя стороны ее завкафедрой, то есть фактически ее начальница. Могла ли судья быть объективной?

— Судье, которая вынесла решение заключить под стражу предпринимательницу Веру Трифонову, статус восстановили?

— Нет. Лебедев считал, что полномочия Макаровой должны быть прекращены за совершение дисциплинарного проступка, а не по собственному желанию. Ведь те нарушения, которые были допущены, являются грубыми. И дисциплинарное присутствие с этим согласилось.

— Кстати, а судья может присутствовать при рассмотрении его дела?

— Конечно. Мы каждого извещаем. И как правило, они все бывают. Один только не приехал — тот самый, которого лишали статуса за пьянку. Но пришел его брат, наблюдал за процессом (он ведь открытый), переживал.

— Почему вы заступились за судей из печально известной станицы Кущевская? Вы ведь рисковали — такое резонансное дело.

— Действительно, много было непонимания, когда мы восстановили полномочия двух кущевских судей. Квалификационные коллегии лишили их статуса за то, что они уголовные дела не возбуждали и заявления от граждан, жаловавшихся на банду Цапков, возвращали. Но когда мы все это проверили, то оказалось, что судьи действовали строго по закону. А в нем к такого рода заявлениям предъявляются особые требования: должно быть четко указано, когда и что произошло, при каких обстоятельствах и т.д. Так вот, все люди в этом поселке составляли заявления неправильно. И они изначально приносили их в милицию (хотя должны были прямо в суд), а уже из милиции их пересылали судьям. Те выносили официальное определение, в котором указывали, как правильно надо составить заявление, давали срок для устранения недостатков. Но жители больше не обращались.

— Может быть, судья должен был вызвать пострадавших от банды Цапков и помочь им составить заявление?

— Вот если б судья так сделал, то мы бы прекратили ему полномочия. Судья не имеет права по закону составлять сам заявление одной из сторон. Это же обвинительный акт, а служитель Фемиды должен быть беспристрастным. И кстати, те двое судей, в принципе, часто возвращали неправильно составленные заявления: и из множества дел только 5—7 касалось именно банды.

— А кого еще из судей восстановили в статусе?

— В основном тех, кто обвинялся в волоките. Один мировой судья из Нижегородской области объективно не могла в срок отписывать решения, поскольку у нее нагрузка была в 5 раз больше, чем у коллег. И факты волокиты, вменяемые ей, были в 2009 году, а потом она исправилась. Председатель суда просил не применять к ней такую жесткую меру, но квалификационная коллегия не согласилась. И мы восстановители справедливость. Были случаи, когда судье вменялись незаконные решения. Но они не были никем отменены, а значит, их никто не имеет права критиковать. Сначала отмените эти вердикты, а потом уже наказывайте судью.

— Не могу не спросить про громкое дело: помощница судьи Данилкина должна была обратиться в присутствие, прежде чем делать громкое заявление?

— Нет, она не имеет права. Сюда может обратиться только судья, которому прекратили полномочиям, либо председатели высших судов. В квалификационных коллегиях не ставился вопрос о прекращении статуса судьи Данилкина.

— Решение присутствия может кто-то оспорить?

— В принципе, нет. Но одна судья, которой мы в свое время отказали в восстановлении статуса, обратилась в Конституционный суд. Она просит проверить, насколько правомочно было появление такого органа, как Дисциплинарное судебное присутствие. Она ссылается на Конституцию, в которой предусмотрены арбитражные суды и суды общей юрисдикции, а про наш орган ничего не говорится. Сейчас дело рассматривается.

— Интересно, а за что ее статуса лишили?

— Она приняла решение по делу, которое не вправе была даже рассматривать (это была подведомственность арбитражного суда). Причем судья применила меры по обеспечению иска, нарушившие права выпускающего акции. И кстати, можно лишить статуса служителя Фемиды за небрежное отношение к гражданам. Мы убеждены — судья должен быть выдержан, относиться к людям с уважением. Ему ведь как раз для этого статус и дан, чтобы защищать интересы граждан. А если он рычит, кричит на кого-то — это повод для лишения полномочий. Кстати, готовится новый кодекс судейской этики, и там будет масса ограничений для людей в мантиях.

— Пострадавшие от непорядочных судей россияне могут обратиться прямо в присутствие?

— Нет, они должны обратиться в высшую квалификационную коллегию или к председателю суда. Там обязаны провести проверку каких-то фактов в отношении судьи, которого привлекают к ответственности. А уже это решение ККС может быть оспорено в Дисциплинарном судебном присутствии.

Источник: http://www.mk.ru/social/interview/2011/04/12/580415-za-chto-vrossii-sudyat-sudey.html

8
1357
0