Когда цифры лгут. Почему нет точного числа погибших в Ливии

На модерации Отложенный

В течение первых нескольких недель ливийского восстания количество убитых дико изменялось. Организация Объединенных Наций оценила, что были убиты 1 000 ливийцев. Всемирная организация здравоохранения помещала оценку в 2 000, в то время как Международный уголовный Суд помещал число убитых ближе к 10 000. С начала марта, однако, оценки стали скудными и еще менее определенными. Теперь, более чем через неделю с тех пор как международная бесполетная зона остановила наступление Каддаэфи на Бенгази, авторитетных оценок гражданских и военных смертельных случаев, фактически не существует. Так, сколько людей погибло в конфликте в Ливии?

Ответ является удивительно сложен. Наука о подсчете смертельных случаев во время войны является подмножеством эпидемиологии, науки о причинах и распространениях болезней. Идеальный метод, согласно Полу Болтону, преподавателю в Высшей школе здравоохранения Блумберга в Джонсе Хопкинсе, должен провести инспекцию, обходя от двери к двери и сводя в таблицу число смертельных случаев в каждом домашнем хозяйстве. Возможно, самый известный отчет, использовавший этот метод, был 2006 отчет о жертвах Ирака, выпущенный британским медицинским журналом The Lancet, которые оценивают военные потери и небоевые смертельные случаи с марта 2003 до июня 2006 в более чем 600 000, намного более высокое число, чем американские военные или иракские правительственные оценки. Хотя отчет The Lancet был подвергнут сомнению многими сторонниками войны — включая президента Джорджа У. Буша — академические эпидемиологи и статистики широко хвалили его как строгий и полный. 

Но в ранних фазах войны такие методы почти невозможно применить. “Когда пули все еще летают, - говорит Болтон, - единственный доступный метод - это посчитать тела”. Этот метод, конечно, ставит свои собственные проблемы. Исследователи должны разработать творческие механизмы, чтобы собрать информацию от местных жителей — собирание информации от кладбищ или мест, которые продают саваны, например. Одна стратегия, согласно Шарону Макдоннеллу из Медицинской школы Дартмута, состоит в том, чтобы принять на работу местных жителей, которые должны действовать как "часовые", или осведомители, которые будут делать записи смертельных случаев.

Технологии, такие как социальные СМИ и спутники, которые могут обнаружить тепло тел, исходящее от братских могил, могут помочь со сбором информации, но почти все методы все еще требуют кого-то беспристрастного на земле.

В этом смысле, подсчитать потери Ливийского восстания оказалось еще труднее, чем в других типичных вооруженных конфликтах. НПО, такие как Красный Крест и Красный Полумесяц и «Врачи без границ», которые часто обеспечивают беспристрастные доклады из первых рук в районах, истерзанных войной, были запрещены западом страны. "Нам по-прежнему говорят, что нет потребности в гуманитарной помощи в Триполи или в другом месте [на Западе] ", - говорит Саймон Брукс, глава миссии Красного Креста в Бенгази. "На западе Ливии черная дыра", - говорит Фред Авраам из Хьюман Райтс Вотч. "Мы не знаем, что происходит" в таких местах, как Завия, западный город повстанцев вновь занятый правительством Каддафи более недели назад, говорит Авраам. Хотя Брукс говорит, что Красный Крест дает "очень достоверные сведения" о войне в отношении мирных граждан, они не смогли подтвердить или опровергнуть эти сообщения. 

С начала марта, оценки пришли только от правительства Каддафи и повстанцев, и у обеих сторон было мало стимулов для сообщения точных данных. (последние постановочные похороны режима Каддафи, где журналисты не смогли найти никаких родственников "мертвых", и где по крайней мере один из гробов был на самом деле пуст, показали, до какой степени правительству нельзя доверять.) Итак, количество погибших остается неясным. "Единственная цифра, которую я могу дать, относится к периоду шестнадцатое - двадцать пятое [февраля], и он находится около четырехсот двадцати или четырехсот тридцати", - говорит Авраам. Одна из немногих вещей, по которым на счет этого конфликта, вероятно, можно согласиться - что реальные потери будут намного выше.