"Единая Россия" готова делиться

На модерации Отложенный

19 января прошло закрытое заседание трех клубов «Единой России». Анонсировалась дискуссия на тему «поведения партии в новой политической ситуации». Конкретные рецепты по реформированию партии будут предложены на заседании генерального совета «Единой России» в марте. А уже на апрельском съезде партии может быть утверждена ее новая структура, сообщили «МН» собеседники в «Единой России».

Закрытые заседания партийных клубов не проводились давно — обычно эта дискуссионная площадка открыта для всех желающих, единороссы даже несколько раз приглашали коллег из других партий. Но сейчас, после явно менее удачного, чем обычно, выступления на выборах, когда кандидат в президенты Владимир Путин практически игнорирует сам факт существования ЕР и упоминает только «Общероссийский народный фронт», партия, судя по всему, оказалась в такой ситуации, что для откровенного разговора о последствиях думской кампании и дальнейшей работе заседание пришлось закрыть.

«Партия оказалась в новой политической реальности, — рассказал после заседания замсекретаря президиума генсовета по креативу и взаимодействию с политическими клубами Юрий Шувалов. — Это уже не партия конституционного большинства, и ей придется выстраивать отношения с оппозицией». Причем оппозиция начала самоорганизовываться и делиться по направлениям — уже на митинг 4 февраля они пойдут несколькими идеологическими колоннами. «У них должна быть оппозиция со стороны «Единой России», — говорит Шувалов.

«На заседании единороссы разделились на две части — алармистов, к которым отношусь и я, — рассказала «МН» политолог Ольга Крыштановская. — И на тех, кто по-старому говорит, что партия победила на выборах, что она делает все хорошо». Крыштановская уверена, что в партии чувствуется растерянность, так как ситуация изменилась и пока не совсем понятно, где теперь находится центр принятия решений.

Действительно, рассказывает высокопоставленный источник «МН» в партии, в президентской кампании «Единая Россия» участвует как организационная структура, а свои имиджевые проблемы, которые стали очевидны после думских выборов, она пока вынуждена осознавать самостоятельно.

Политические клубы — это небольшая часть партии, в каждый входит по нескольку десятков человек. А остальная партия не включена в дискуссию о том, что делать дальше, говорят единороссы. Поэтому на заседании прозвучало предложение придать клубам статус внутрипартийных политических платформ — так они смогут влиять на принятие решений. Член генсовета партии Владимир Мединский даже предложил такие «платформы» закрепить юридически, то есть ввести членство. Фактически это приведет к внутрипартийным фракциям.

Сергей Михеев из Центра политической конъюнктуры напоминает, что проект разделения «Единой России» на несколько крыльев обсуждается уже давно: «Так как у партии при такой электоральной ориентации никогда не было и не могло быть единой идеологии, всегда существовал проект размножения партии на разных платформах». Стратегически есть два варианта — сохранять одну лояльную партию или создать три-четыре партии поменьше, но тоже лояльные, считает аналитик. При этом, по его мнению, раскола быть не может — это было бы неправильно с технологической точки зрения (в Думе ЕР составляет большинство и нужна для проведения законов). Также нельзя допустить с имиджевой точки зрения, чтобы бренд «Единая Россия» распался.

Правда, эксперт допускает, что люди, не совсем согласные с партией, могут создать новые проекты, демонстрируя многопартийность. Тем более что этому способствует новый закон о политических партиях, упрощающих их регистрацию. «В партии нет абсолютного единогласия, но есть общая стратегическая задача — сохранить статус-кво», — говорит Сергей Михеев.