Как поднять дисциплину солдат и матросов

На модерации Отложенный

История человечества свидетельствует, что воинская дисциплина - основа военной организации любой страны. Во все времена многочисленные и лучше вооруженные армии часто терпели поражение от противников более слабых, но лучше организованных и обладавших жесткой дисциплиной. Есть в истории и примеры с обратным знаком - когда проблемы с дисциплиной в армии способствовали крушению могучих государств. Так случилось с Российской империей в 1917 году и с Германской империей в 1918-м.

Сегодняшнюю ситуацию в Российской армии, к сожалению, характеризует глубокое падение воинской дисциплины. Едва ли не ежедневно СМИ сообщают о преступлениях военнослужащих. Расстрелы сослуживцев, побеги военнослужащих срочной службы, рукоприкладство командиров - привычная реальность нашей армии.

Вооруженные Силы - совершенно специфический государственный институт. Для него характерны способы наведения дисциплины, отличные от других госструктур. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на них обязанности по подготовке к вооруженной защите и непосредственной защите Российской Федерации. Это требует беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни. Добиться, чтобы в нужный момент человек отдал самое ценное - свою жизнь, можно только в рамках очень суровой повседневной воинской дисцип-
лины. Другого способа человечество не придумало. При этом военнослужащий остается гражданином своей страны со всеми конституционными правами.

Баланс между обязанностями военнослужащего и правами гражданина, изложенный в порядке и правилах, установленных для военнослужащих законами, должен способствовать установлению дисциплины, облегчению командованию всех уровней выполнения своих обязанностей по поддержанию воинской дисциплины и главное - по решению любых поставленных боевых задач. К сожалению, сейчас этот баланс сильно нарушен, система военного законодательства неэффективна, нелогична. Именно здесь основная причина глубочайшего падения воинской дисциплины.

ЖИЗНЬ ОПЕРЕЖАЕТ ЗАКОНЫ

Чтобы разобраться в сути проблемы, нужно уяснить, что же такое воинская дисциплина. Дисциплинарный устав ст. 1 дает такое определение: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Но когда законы не успевают за реалиями дня, а система принятия решений на самых верхних уровнях зачастую не отработана, применение отсылочной нормы неуместно. Тем не менее ст. 1 объясняет главное - уровень воинской дисциплины зависит в первую очередь от того, какой порядок и какие правила установлены для военнослужащих нашими законами. То есть дисциплина в каждой конкретной войсковой части зависит от работы законодательных органов, от качества законов, уставов и правил, которые ими устанавливаются. А способ достижения требуемого уровня может быть один - непрерывное совершенствование правоотношений, их детализация.

Жизнь требует внедрения в повседневную реальность ВС новых форм стимулирования и просто изменения законодательства, постоянного приспособления его к реалиям дня. Однако ВС по вопросам воинской дисциплины застыли на уровне 70-х годов, а в некоторых моментах откатились назад.

Наиболее проблемная категория личного состава наших ВС - солдаты и матросы срочной службы. Именно в этой категории нет «сознательного повиновения», с помощью которого воинская дисциплина достигается. Поддержание сколько-нибудь приемлемого уровня дисциплины этой категории военно-
служащих требует титанических усилий командиров и начальников, постоянного тотального контроля, доходящего до уровня практически тюремного надзора.

В чем причины? Наряду с общеизвестными проблемами - снижением уровня призывного контингента, ухудшением общей криминогенной ситуации в стране и другими необходимо назвать причину, на которую почему-то никто не обращает внимания. Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации. В соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. То есть военнослужащий срочной службы, служа в армии, трудится.

ВОПРОС СПРАВЕДЛИВОЙ ОПЛАТЫ

И как трудится! В иных случаях на морозе и в жару, без сна и отдыха, даже с риском для жизни. Но реальной оплаты он за свой труд не получает. Денежное довольствие рядового по призыву составляет 480 рублей, что ниже даже минимального размера оплаты труда (здесь противоречие Конституции РФ). Исписаны горы бумаги, дискуссии о необходимости перевода ВС на контракт длятся много лет, но никто не задает вопроса: почему за одну и ту же работу военнослужащий по контракту получает деньги, а военнослужащий по призыву - нет? Налицо явное нарушение Конституции, дискриминация по профессиональному признаку. Военная служба превращена в тяжкую, неоплачиваемую повинность. Наряду с выборочным призывом это стало причиной образования некоего замкнутого класса, людей, объединенных общими интересами, общими традициями. Сложившиеся интересы этой общности не соответствуют интересам службы, а традиции носят зачастую криминальный характер (дедовщина и т. п.). И основная причина этого в нарушении Конституции, несоответствии принципам правового государства. Выход может быть только один - уравнивание в оплате (а в перспективе и в статусе) военнослужащих срочной и контрактной службы.

Лишение стимулирующих денежных выплат в большинстве случаев - самая действенная мера дисциплинарного (в широком смысле) воздействия на военнослужащих. Но по отношению к «срочникам» она отсутствует. Уравнивание в денежном довольствии военнослужащих по призыву и по контракту позволило бы до известной степени решить и проблему комплектования ВС. Призывники охотнее шли бы в армию, если бы знали, что это кроме почетной обязанности еще и возможность заработать.

ПОГОНЫ МОГУТ НОСИТЬ НЕ ВСЕ

Формирование любого военнослужащего происходит во время курса молодого бойца. Давно замечено: насколько жестким будет этот период в жизни военнослужащего, настолько легко он вольется в дальнейшем в жесткую военную организацию. В этот период из вчерашнего школьника, который всю жизнь жил по домашним правилам, а чаще вообще без правил, необходимо создать целеустремленного бойца, подчиняющегося большому количеству тяжелых правил и ограничений.

Способ только один - поставить вчерашнего призывника в условия сильнейших физических и эмоциональных нагрузок курса молодого бойца. Требовательные сержанты, непрерывные тренировки, которые непосвященным могут показаться похожими на издевательства, моральный прессинг - эти средства используются для достижения результата в армиях всего мира. Сильнейшие нагрузки, которые возникают во время курса молодого бойца, без срывов могут перенести не все призывники. И любой срыв, произошедший при подготовке молодых солдат, может быть истолкован соответствующими органами по-разному. Именно в этом причина того, что с каждым годом уровень интенсивности курса молодого бойца в частях неуклонно снижается. Чтобы этого не происходило, необходим законодательный документ федерального уровня, который бы четко описывал курс молодого бойца, его цели и задачи, необходимость физических и эмоциональных нагрузок, методики их достижения.

Вплотную к этой проблеме примыкает и другая. Тяжелые эмоциональные и физические проблемы, связанные со становлением молодого человека в рамках военной службы, может перенести далеко не каждый. По своему опыту могу сказать: из ста человек каждого призыва всегда есть двое-трое, которые по своим личным качествам не могут адаптироваться в армии в принципе. Они не могут переносить плотность распорядка дня, физические нагрузки, не вписываются в коллектив. Именно они оставляют части, совершают суициды, становятся жертвами неуставных отношений. Такие люди не должны попадать в воинские части. Единственная возможность для них - альтернативная служба. К сожалению, при принятии федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» была допущена ошибка. Из-за опасений, что уход на альтернативную службу будет массовым, механизм ее был чрезмерно усложнен. В результате молодые люди, которые сами знают, что не смогут адаптироваться в ВС, попадают в воинские части, способствуют ухудшению воинской дисциплины и создают проблемы командованию. Выход из ситуации видится один - совершенствование законодательства об альтернативной службе, кардинальное упрощение механизма ее избрания.

МОРАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ ЗАБЫТЫ НЕЗАСЛУЖЕННО

Следующим направлением повышения воинской дисциплины солдат и матросов может стать совершенствование способов морального стимулирования, один из которых - пересмотр системы воинских званий.

В соответствии с Уставом внутренней службы за образцовое выполнение обязанностей военной службы, успехи в боевой подготовке и примерную воинскую дисциплину солдату может быть присвоено воинское звание «Ефрейтор», а матросу - «Старший матрос». Это реальный стимул и поощрение, даже несмотря на то, что ни материальных, ни иных выгод звание не дает.

Законы психологии таковы, что каждый индивидуум стремится повысить свой статус и занять более высокое положение в любой иерархии.

Подразделения срочной службы от других коллективов отличаются еще и тем, что это стремление усиливается своей спецификой - все поставлены в жесткие рамки военной организации. Лишенные возможности повысить свой статус в официальной иерархии, военнослужащие по призыву начинают придумывать свою, неофициальную. Любой служивший в армии знает о делении по призывам, о различных неофициальных званиях: «духах», «черпаках», «дедах» и так далее. Существует даже система подпольных «знаков различия» в форме одежды. Это разновидность неуставных взаимоотношений, с которыми ведется долгая и безуспешная борьба. Однако эти проявления можно направить и на укрепление воинской дисциплины, используя зарубежный опыт. Например, всего двум воинским званиям рядового состава (рядовой и ефрейтор) наших ВС в бундесвере соответствует 6 званий, в японских силах самообороны и ВС США - по 4, что является определенным стимулом служебного роста для рядовых.

Особенно интересен опыт бундесвера, на мой взгляд, наиболее близкий нам. Звания рядовых (в том числе и по призыву) там присваиваются по сроку службы и не связаны с должностями, которые занимают рядовые. Введение в наших ВС подобной системы позволило бы стимулировать воинскую дисциплину рядового состава. При этом кроме основной цели - стимулирования личного состава, что значимо само по себе, позволило бы нанести удар и по неуставным взаимоотношениям, создав иерархию официальную, в которой кроме срока службы учитывались бы еще и отсутствие взысканий, качество выполнения служебных обязанностей.

НЕОБЫЧАЙНАЯ МЯГКОСТЬ ВЗЫСКАНИЙ

Следующий аспект повышения воинской дисциплины - совершенствование системы дисциплинарных взысканий. Взыскания, установленные Дисциплинарным уставом ВС, вызывают удивление своей необычайной мягкостью. Для солдат (матросов) предусмотрены выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса), снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, дисциплинарный арест. При этом только к солдатам, матросам, проходящим военную службу по контракту, применяются виды взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии и досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и не применяется лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег.

Из всего довольно большого количества видов взысканий для солдат (матросов) срочной службы по-настоящему действенных нет. Выговор или строгий выговор никаких серьезных последствий для рядового не имеет. Неувольнение может иметь действенность только отчасти: большинство воинских частей базируется у нас вдали от больших городов и пойти в гарнизонах, как правило, некуда. Лишение нагрудного знака отличника и звания ефрейтора еще менее действенно. По-настоящему «работает» только дисциплинарный арест. Но и он своим механизмом реализации превращен практически в химеру. Для назначения такого взыскания требуется решение гарнизонного военного суда. Однако такие суды есть только в крупных гарнизонах, и из большинства частей нарушителей придется доставлять в суд за несколько десятков, а то и сотен километров. Кроме того, и гауптвахта есть в очень немногих гарнизонах. Вывод - действенных дисциплинарных взысканий в арсенале командиров нет.

Интересно рассмотреть изменения дисциплинарных взысканий, применяемых к солдатам (матросам). В 1993 году при введении Дисциплинарного устава ВС Российской Федерации был упразднен такой эффективный вид дисциплинарного взыскания, как наряд на службу вне очереди. При введении новой редакции Дисциплинарного устава в 2007 году был упразднен наряд на работы вне очереди. Получается, каждая новая редакция устава приводит к вычеркиванию самых действенных дисциплинарных взысканий. Чем это можно объяснить, лично для меня загадка.

АМЕРИКАНЦЕВ БЬЮТ ДОЛЛАРОМ

Чтобы понять, насколько мягкие у нас дисциплинарные взыскания, достаточно сравнить их с дисциплинарными взысканиями, применяемыми к рядовому (сержантскому) составу в ВС США:

- содержание под арестом в течение 3 суток;

- содержание на гауптвахте до 7 суток;

- вычет из денежного содержания за 7 суток;

- понижение в воинском звании на одну ступень должностными лицами, имеющими право назначения на должность;

- внеочередные наряды, в том числе на хозяйственные работы, на срок до 14 суток;

- неувольнение из части с исполнением или без исполнения должностных обязанностей (до 14 суток);

- удержание денежного оклада за период до 14 суток;

- по решению дисциплинарного суда, который назначается в соединении, части и подразделении (до отдельной роты включительно), могут выноситься приговоры о тюремном заключении до одного месяца, о привлечении к каторжным работам до 45 суток, о запрещении увольнения до 60 суток, об удержании 2/3 денежного содержания.

Очевидно, несмотря на демократизм и либеральные ценности американского общества, взыскания военнослужащих не грешат либерализмом. В американской армии нет военнослужащих по призыву. В этой связи интересно: с чем связана такая ограниченность взысканий к военнослужащим по контракту в нашей армии? Ведь по уровню дисциплины они несильно отличаются от военнослужащих по призыву.

Следует повториться: необходимо стремиться к унификации в перспективе статусов солдат (матросов) по призыву и по контракту. И это должно распространяться и на систему дисциплинарных взысканий. Если требования к этой категории у нас равные (по-другому быть не может), то и мера ответственности для всех должна быть одинакова.

Для повышения уровня дисциплинарной практики и предотвращения злоупотреблений в частях необходимо создание дисциплинарных судов, подобно тому, как это сделано в армиях США, Израиля и Германии. В Русской императорской армии подобные суды успешно действовали до 1917 года, да и в наших ВС есть немалый опыт судов чести, которые, имея схожие функции, довольно эффективно функционировали. Введение системы дисциплинарных судов помогло бы приблизить судопроизводство к войскам, что имело бы немаловажную воспитательную функцию и освободило бы военные суды для выполнения их основных функций. Гарантией правосудия в данном случае послужило бы право апелляции в вышестоящие судебные инстанции.

Необходимость совершенствования мер дисциплинарного воздействия к нарушителям воинской дисциплины подчеркивается многочисленными случаями осуждения командиров и начальников всех уровней за рукоприкладство. Во многом это следствие того, что они лишены реальных рычагов дисциплинарного воздействия на нарушителей дисциплины. Пока у командиров нет действенного арсенала поддержания власти, в подразделениях и частях не будет порядка.

Кроме мер дисциплинарного воздействия необходимо законодательно предусмотреть военнослужащим по контракту материальную ответственность за досрочное расторжение контракта. И наряду с простым увольнением из ВС необходимо предусмотреть для увольняющихся по дискредитирующим основаниям (невыполнение условий контракта) лишение права на любые льготы по увольнению подобно тому, как это реализовано в США.

Сейчас военнослужащий, уволенный из ВС РФ по дискредитирующим основаниям, основных льгот не лишается. В их число может входить льготная пенсия (которая для военнослужащих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним может наступить через 10 лет службы), оплачиваемый проезд к избранному месту жительства и так далее. Это явная несправедливость по отношению к военнослужащим, заслужившим эти льготы честной службой.

ПРИЗЫВ ОТМЕНЯТЬ РАНО

При всех недостатках нельзя сказать, что служба по призыву устарела. Армия обороны Израиля показывает, насколько эффективной может быть призывная армия. Да и в нашей армии это тоже можно увидеть. Достаточно посмотреть, какими приходят в части призывники: в большинстве худые, заморенные, сутулые и какими они уходят: возмужавшие, повзрослевшие, физически развитые, с правильной осанкой, уверенные в себе. Пребывание в армии идет на пользу каждому мужчине. Кроме того, армия - это школа гражданственности. Для многих молодых людей это единственная возможность научиться существовать в многонациональном коллективе, познакомиться с людьми из других социальных групп. Поэтому служба по призыву - один из немногих институтов, который действительно укрепляет наше государство. И главное - по множеству причин других Вооруженных Сил в обозримом будущем у нас не будет. Выход один - непрерывно совершенствовать законодательство о военной службе.

Сергей РОМАНОВподполковник, старший юрисконсульт центрального командного пункта ВМФ