Итоги и перспективы на постсоветском пространстве

На модерации Отложенный

Прошедший, 2009 год не внес в развитие СНГ и иных государств, ранее входивших в СССР, каких-либо радикальных изменений. Содружество Независимых Государств как переходная форма от некогда единой страны СССР к обособленным государственным образованиям сужается как территориально, так и в смысле своей дееспособности.

А выход в 2009 году из Содружества Грузии и неучастие в саммитах СНГ многих руководителей бывших республик СССР демонстрируют то, что СНГ все больше утрачивает интерес большинства политических элит постсоветских стран. И лишь Россия, а также ряд ее ключевых союзников (Белоруссия, Казахстан, Армения и отчасти Киргизия и Таджикистан) демонстрируют стремление к объединению и совместному решению возникающих экономических, социально-политических и военных проблем.

При этом по-прежнему между бывшими республиками СССР остаются и неформально действуют военные и военно-политические связи и отношения. В некоторых регионах они носят ярко выраженный конфронтационный характер. По-прежнему на территории бывшего СССР существует угроза военных конфликтов да и в самих республиках возможны и военные перевороты, и гражданские войны. Об их характере и некоторых военных итогах минувшего года хотелось бы поразмышлять в данной статье.

О ХАРАКТЕРЕ ВОЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В военной сфере в 2009 году продолжали действовать дезинтеграционные процессы. Роль органов коллективного военного взаимодействия в рамках СНГ также снижалась. Если проанализировать эффективность заседаний Совета министров обороны СНГ в прошедшем году, то увидим, что ни одного значимого и масштабного решения они, к сожалению, не выработали. Но несмотря на определенные объективные трудности и противоречия, в рамках СМО СНГ продолжает действовать Объединенная система ПВО. Хотя надо признать, что действует она в усеченном составе и представлена в основном странами, входящими в Организацию Договора о коллективной безопасности.

В 2009 году произошла дальнейшая поляризация стран по групповым военно-политическим интересам. После некоторого ослабления и затишья на постсоветском пространстве вновь дали о себе знать противоречия между двумя полярными организациями - ОДКБ и ГУАМ. После войны Грузии против Южной Осетии на Украине и в Грузии при негласной поддержке Запада и США активизировались антироссийские силы. После победы в Молдавии так называемого демократического альянса ГУАМ вновь ставит объединительные военные цели. Под флагом интеграции в евроструктуры и НАТО нынешние политические лидеры ГУАМ снова планируют военные меры, которые могут привести к военным конфликтам в Закавказье и Приднестровье.

Во-вторых, в 2009 году обострились противоречия в самих военно-политических блоках. В ГУАМ они проявились в самих государствах этой организации. На Украине и в Молдове это было связано с предвыборной борьбой. В Грузии - реваншистские планы в отношении Южной Осетии и Абхазии. Руководство Азербайджана в 2009 году не раз намекало на то, что в случае дальнейшего их затягивания возможны военные действия.

Внутренние противоречия ОДКБ открыто проявились в 2009 году при обсуждении вопроса о создании в рамках этой организации Коллективных сил оперативного реагирования. Против этой идеи выступил Узбекистан, не поддержавший формирование на территории Киргизии новых военных баз ВС РФ.

ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Внешне усиление воздействия обусловлено новой стратегией в Афганистане, подготовленной президентом США Бараком Обамой. Это коснулось практически всех постсоветских стран. Как и Россия, они разрешили транзит грузов через свои территории для нужд Североатлантического альянса, действующего в Афганистане. Киргизия, Узбекистан и Таджикистан разместили на своих территориях базы и объекты стран НАТО и США. Армения, Азербайджан, Грузия и Украина направили в Афганистан свои воинские контингенты.

Между тем активные боевые действия НАТО против талибов без соответствующей социально-экономической поддержки официального Кабула многие военные эксперты в РФ рассматривают как авантюру. Эта авантюра приведет к тому, что страны бывшего СССР, которые участвуют в боевых действиях на территории Афганистана, понесут значительные потери, а сам Североатлантический альянс и США укрепятся на территории Центральной Азии на долгие времена (если не навечно).



Что касается Китая, то его военно-экономическая экспансия на постсоветское пространство только начинается. В военно-политическом руководстве России пока не видят в этом угрозы и рассматривают его как союзника и партнера. Однако факты свидетельствуют, что КНР активно наращивает военно-технические отношения с Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Китай уже явно в этих вопросах конкурирует с Россией. Москва, относясь к этому без должного внимания, в скором будущем поймет свои стратегические просчеты, но к тому времени в ЦА будет возможно геополитическое господство именно Китая, а не НАТО, США или России.

О ХАРАКТЕРЕ ВОЕННЫХ УГРОЗ

В 2009 году продолжали иметь место вялотекущие межгосударственные конфликты за спорные территории в Нагорном Карабахе, Приднестровье. Существовала возможность новой агрессии Грузии в Южной Осетии и Абхазии. В определенной степени наблюдался рост сепаратистских настроений и тенденций в Крыму (Украина), а также в государствах ЦА - Киргизии, Узбекистане и Таджикистане, особенно в Ферганской долине. Подобные вооруженные конфликты возможны и в 2010 году.

Конфликтные ситуации могут наблюдаться на границах государств ЦА с Афганистаном в связи с активизацией в этой стране войск НАТО против талибов.

Вооруженные конфликты возможны в зоне месторождений углеводородов на Каспии между Туркменией и Азербайджаном, а также между Азербайджаном и Ираном. Весьма вероятны конфликты в Закавказье: в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии. При сохранении власти демократической коалиции в Молдавии возможно обострение ситуации в Приднестровье.

В этих условиях Россия должна будет выстроить правильную четкую политику, чтобы не допустить развития этих тенденций. Было бы целесообразно руководству страны инициировать экономические и военно-политические меры по укреплению Содружества. Москва должна приложить усилия для формирования под эгидой СНГ коллективных миротворческих сил, организовать со всеми странами СНГ более льготное военно-техническое сотрудничество. Пойти на значительные уступки Минску, чтобы завершить создание Союзного государства и подключить к этому союзу новые страны, входящие в ОДКБ. Не надо бояться реализовывать свои интересы в странах СНГ путем лоббирования и поддержки русскоязычного населения, живущего в них. Принятие российского гражданства необходимо упростить.

В 2009 году в России также существовала угроза военных конфликтов и нестабильности. Особенно это проявилось на Северном Кавказе, в Дагестане и Ингушетии. Несмотря на отмену режима контртеррористической операции, сложная обстановка оставалась в Чечне. Плотность войск на СК самая высокая не только в РФ, но и в Европе. Хотя это вряд ли спасет от новых терактов и вооруженных конфликтов с боевиками. Кроме военных мер для нормализации обстановки на юге страны нужны широкомасштабные социально-экономические меры поддержки региона.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

У всех постсоветских стран по-прежнему имеются общие проблемы. Они связаны с оставшимися после распада СССР устойчивыми культурно-социальными связями, определенной экономической взаимозависимостью, а также с общими вопросами военной безопасности.

Объединительная идея очень выгодна России, которая исторически выступает основным стержнем межгосударственной интеграции в масштабах бывшего СССР. Однако подобным процессам в СНГ все больше мешают внешние раздражители (военные цели и программы НАТО и США, международный терроризм, религиозный экстремизм и т. п.), которые в 2009 году еще более укрепились на постсоветском пространстве. Объединению в рамках СНГ мешают и одиозные прозападные личности, которые стоят у руля власти. Возрастание фактора силы и особенно военной в масштабах СНГ - это тенденция, которая действует на постсоветском пространстве со времен распада СССР. И, к сожалению, хотим мы того или нет, роль фактора силы в 2010-м и в последующие годы будет возрастать.