Урок Наполеона: из России надо \"делать ноги\" вовремя

На модерации Отложенный

Крупнейший в Европе французский ритейлер Carrefour, проработавший в России всего лишь несколько месяцев, официально сообщил о своем решении продать бизнес и покинуть страну. Как говорится в сообщении компании, это решение связано с «отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений». Конечно, речь идет не о «поглощении» отечественных покупателей, которых собирался сожрать этот жадный транснациональный монстр, а о невозможности покупать отечественные торговые сети для ведения бизнеса. А строить в России свои гипермаркеты французы, наученные горьким опытом шведских коллег из IKEA, явно не хотят.

Напомним, что французская компания Carrefour, прежде чем придти, долгие годы занималась анализом российского рынка и проводила подготовительные работы. В итоге она, видимо, пришла к выводу, что сильно «завязываться» в российской коррупционной среде не стоит – дорого обойдется. Благо, пример прямо перед глазами.

Нынешним летом шведский концерн IKEA, который в свое время решился построить сеть гипермаркетов в России, заявил, что решил «заморозить» инвестиции в российские проекты из-за беспредела отечественных чиновников-коррупционеров. Поводом послужили проблемы с открытием магазина IKEA и центра «Мега» в Самаре. Последняя дата открытия «Меги» в Самаре намечалась на начало июня. Теперь она откладывается на неопределенное время. Как говорят чиновники, потому что сроки предоставления необходимой документации были сорваны по вине компании IKEA. Это при шведской–то пунктуальности!

Почти двухлетняя задержка открытия гипермаркета стоила концерну двукратного роста расходов на объект - с 4 до 8 млрд. рублей, сообщил заместитель гендиректора IKEA в России Томас Хальберг. Кроме того, компания была вынуждена уволить сотрудников магазина, уже набранных на работу в Самаре.

Вместе с IKEA от беспредела российских чиновников поневоле страдает и «дружественный» ей Auchan, который планировал открыть в нынешнем году свой шестой магазин в России. Но он не может этого сделать, пока IKEA - оператор торгового цента, где будет располагаться магазин, не получит разрешение на запуск объекта. Руководство сети надеется, что хотя бы в 2010 году самарский гипермаркет все-таки запустят. Как говорят в России – надежда умирает последней…

Руководители французской Carrefour вовремя решили, что «умирать им рановато», и резко свернули свой бизнес в стране – «пока трамваи ходят». Хотя, как сообщает «Интерфакс», для российского офиса Carrefour такое сообщение французской штаб-квартиры стало сюрпризом. Правда, в пресс-службе головного офиса уточнили, что компания лишь приняла намерение о продаже бизнеса в России, но сделку с покупателем еще не заключила.

Между прочим, свой первый гипермаркет в России Carrefour открыла в июне 2009 года - в Москве, вложив в него 8 млн. евро, а в сентябре запустила второй объект - гипермаркет в Краснодаре стоимостью 7,8 млн. евро. До конца 2009 года ритейлер панировал открыть магазин в Липецке. На открытии первого магазина член правления Carrefour Тьерри Гарнье уверял, что: «розничный рынок России обладает значительным долгосрочным потенциалом и стратегически важен для развития Carrefour, тот факт, что мы открываем гипермаркет в Москве в такое непростое время, демонстрирует, что мы настроены решительно».

Однако, судя по всему, главный акцент французы, в отличие от шведов, делали на покупку готового бизнеса. Carrefour был одним из претендентов на приобретение петербургской сети гипермаркетов «Лента», владелец которой Олег Жеребцов из-за кризиса оказался в миллиардных долгах. Однако сделку им «обломала» госкомпания «ВТБ-Капитал», которая вместе с TPG Capital купила 35,4% акций «Ленты» гораздо дешевле рыночной цены – за 110 млн.

долларов. Кроме того, в этом году французская компания вела переговоры о приобретении доли основного акционера сети супермаркетов «Седьмой континент» Александра Занадворова, который тоже скоро должен погашать облигационный займ на 7 млрд. долларов, а денег у сети недостаточно. Но и эта сделка по непонятным причинам так и не состоялась. В итоге всю решительность французов как ветром сдуло, и они решили срочно «встать на лыжи».

Хотя, вполне возможно, что причиной опасений французов стал и законопроект о торговле, находящийся сейчас на рассмотрении в Госдуме, и предполагающий ограничения масштабов экспансии розничных сетей в России, путем снижения «порога доминирования» в регионах до 25% или даже 15%. После чего ритейлеру запрещается открывать или покупать новые магазины в этом регионе. Такие «границы торговли» крупнейшие мировые сети явно не устроят. Возможно поэтому и другой ведущий мировой ритейлер – Wal-Mart, который, было, уже зарегистрировал дочернее юридическое лицо в России, а также вступил в Ассоциацию компаний розничной торговли и даже занимался активным набором персонала, тоже резко изменил свои планы. Кстати, по мнению экспертов, он тоже рассчитывал начать работу с покупки «Ленты» или «Седьмого континента».

Таким образом, из двух крупнейших мировых ритейлеров, чье появление могло серьезно «поднять» российский розничный рынок, один - Wal-Mart так и не пришел, а второй - Carrefour ушел, едва появившись. Причиной тому история с IKEA, которая наглядно иллюстрирует, что основные проблемы для иностранных инвесторов в России – это непредсказуемость действий чиновников и неопределенность «правил игры», так охарактеризовал ситуацию президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс. Потому зарубежные инвесторы, по его словам, уйдут в более понятные для них Китай и Индию.

А чем обернется уход таких брендов для российского имиджа и экономики – в денежном размере, для бюджета и покупателей? Об этом «СП» рассказал Алексей Андреев, президент Depot WPF Brand and Identity, со-президент Ассоциации брендинговых компаний России:

«Рассмотрим бегство «варягов» с двух позиций: имиджевой и более прагматичной - экономической. Как бы цинично это не звучало, но я не вижу поводов для огорчений. Наш удел - изоляция, как основной инсайт национальной платформы. Имиджу России ничего уже не повредит, ибо он полностью негативен по всем статьям. Мы можем вести себя как угодно, не боясь разочаровать западных партнеров и наблюдателей. От нас и так ждут самого худшего.

Что же касается экономики, то при наличии «трубы», потеря западных инвестиций в ритейл не сильно травмирует бюджет. Российский массовый потребитель настолько неизбалован и лоялен, что примет любую новую реальность. Еще вчера люди отоваривались на стихийных продуктовых рынках - им не привыкать. А вообще Россия готовится жить в автономном режиме, как на подводной лодке: сами создаем - сами и потребляем. И без всяких ВТО. Здесь есть и плюсы - развитие собственных производств, например. Возникает аналогия: торговая сеть вытесняет у себя с полок чужие бренды, создавая собственные марки PL, а государство выдавливает мультинациональные компании, освобождая место для своих. Можно спорить, но это - политика. Когда мы слышим про «Сахалин-2», «Боржоми», вино, Онищенко и ФАС, то мы успокаиваем себя, мол, так надо. Там, наверху, знают, что делают. В их возне есть какой-то смысл.

Но, боюсь, проблема тут пострашнее. Сильнее любой власти, любой политики - коррумпированная бюрократия, захватившая все уровни. Цель у нее - себе и сейчас. А это будет посильнее «Фауста» Гете».