Кому в России нужен толлинг

На модерации Отложенный

Как всегда, первым делом взялись за крупнейших сырьевых экспортеров - им планируют повысить таможенные пошлины. Среди прочего обсуждается и возможность запрета на осуществление толлинговых операций, из-за которых, по мнению чиновников, российский бюджет ежегодно недосчитывается нескольких сотен миллионов долларов. Надо отметить, что подобные инициативы возникали и раньше, начиная с конца 90-х годов, но каждый раз заканчивались неудачей. Тем не менее данная тема заслуживает отдельного обсуждения, чтобы понять, что же именно правительство безуспешно пытается запретить уже более десяти лет.

Обратимся к определению. Толлинг - это вид взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором владелец сырья передает его предприятию-переработчику и получает в виде результата готовую продукцию и возмещает предприятию-переработчику сумму понесенных им издержек по переработке и согласованный процент доходности. То есть происходит переработка сырья на давальческих началах. Собственником сырья и готового продукта является исключительно компания-поставщик. На переработчика, получающего оплату за фактическую переработку, право собственности не переходит и ему лишь достается фиксированный размер оплаты за произведенную работу.

Выгоды толлинга для поставщика очевидны - эта схема позволяет снизить себестоимость продукции за счет размещения производственного процесса в странах с более низкими расходами на заработную плату. Переработчику же данная схема позволяет загрузить простаивающие производственные мощности при нехватке средств на самостоятельную закупку сырья. Однако по факту толлинговые схемы, особенно в России, используются совсем для другого. Толлинг позволяет осуществить свободное перераспределение прибыли от переработчика к поставщику. То есть при реализации этой схемы вполне возможно аккумулировать прибыль только у одной стороны, особенно если последняя располагается в свободной экономической зоне и имеет льготный налоговый режим.

По своей сути толлинговые схемы использовались еще во времена СССР, но на принципах плановой экономики - в рамках одного государства, одного предприятия. В металлургии они появились в начале 90-х в алюминиевой промышленности. Применялись при переработке зарубежных и отечественных бокситов на российских предприятиях с дальнейшим вывозом продуктов переработки за рубеж. Применение толлинга именно в алюминиевой отрасли изначально было связано с наличием значительных льгот в плане таможенного и налогового таможенного обложения (тогда более половины российского производства алюминия находилось в руках нерезидентов, например компании TransWorld Group братьев Черных).



В разгар «алюминиевых войн» нынешний алюминиевый магнат Олег Дерипаска активно боролся против толлинга. По слухам, именно ему принадлежит авторство небезызвестных плакатов «Запретить толлинг - хватит грабить Россию!». Весьма характерно также заявление бывшего гендиректора «Русала», а ныне председателя совета директоров группы En+ Дерипаски Александра Булыгина, сделанное в 2000 году: «Толлинг - это та схема, которая позволяет российским собственникам уходить от уплаты налогов. Но с другой стороны, она препятствует реальному развитию российской алюминиевой промышленности». Однако после того как войны закончились и «Русал» стал фактически алюминиевым монополистом, ситуация развернулась на 180 градусов и компания стала активно отстаивать сохранение режима толлинга.

Таким образом, в настоящее время российские алюминиевые заводы «Русала» оказывают лишь услуги по переработке, а собственником сырья (бокситов, глинозема) и готовой продукции (первичного алюминия и сплавов на его основе) является зарубежный контрагент. Ни глинозем, ни продукты его переработки в этом случае не облагаются таможенными пошлинами, не платится НДС. Однако по странному стечению обстоятельств собственником сырья выступает все тот же «Русал» в лице своих офшоров, зарегистрированных на острове Джерси и в Швейцарии. В результате значительная часть прибыли компании выводится из России.

При этом представители «Русала» в настоящее время отстаивают точку зрения, что отмена толлинга нанесет ущерб компании и снизит ее конкурентоспособность на мировом рынке. Однако стоит отметить, что у «Русала» самый дешевый в мире доступ к электроэнергии, а именно она формирует большую часть себестоимости производства алюминия. Одновременно с этим компании Олега Дерипаски активно помогает государство, в том числе и непосредственными финансовыми вливаниями - в качестве примера можно привести покупку

ВЭБом более 3% акций «Русала» в ходе недавнего IPO. Тем не менее, несмотря на свое название, «Русал» продолжает оставаться де-юре и де-факто зарубежной компанией. Теперь, судя по разговорам об отмене толлинга, правительство решило сменить свою политику по отношению к алюминиевой корпорации или по крайней мере заставить ее действовать в рамках общепринятых правил.