Стрельба в московском метро: чеченская версия

На модерации Отложенный

Так уж получается, что в своих передачах мы нередко обращаемся к теме национальной нетерпимости и ксенофобии в российском обществе по отношению к выходцам или жителям Кавказа. И, к сожалению, каждый раз причиной очередного обращения к данной теме бывают свежие информационные поводы в виде то ли марша русских националистов, то ли факта нападения на кавказцев, то ли антикавказская кампания в прессе.

Вот и на днях появился новый повод, чтобы вновь вернуться к теме кавказофобии. Речь идет о пресловутой стычке между кавказцами и русскими в метро на станции «Чистые пруды», о которой много писалось в прессе и Интернет-блогах. О характере освещения данного инцидента лучше всего говорят заголовки, типа «Кавказцы опять обстреляли людей в метро».

Между тем, то, что произошло на самом деле, не имеет ничего общего с тем, как это преподносится некоторыми СМИ. Итак, ночью в Москве двое молодых врачей-ординаторов с кавказскими корнями – один из Чечни (Тимур Мадаев), другой – этнический дагестанец из Владимира возвращаются с работы домой. Возле станции метро «Чистые пруды» они встретили группу пьяных молодых людей (ориентировочно спартаковские фанаты, человек восемь), которые задирали прохожих. Как раз перед тем, как двое врачей поравнялись с ними, разгулявшиеся парни прицепились к подвернувшемуся им таджику. С появлением двух ярко выраженных кавказцев внимание переключилось на них. Те, в ответ, сразу же предупредили: «Ребята, не нарывайтесь, мы и ответить можем». В качестве доказательства Тимур Мадаев продемонстрировал травматический пистолет. В свою очередь один из пьяных, назвав себя милиционером и для убедительности помахав каким-то удостоверением, потребовал объяснений – откуда взялся пистолет и есть ли на него разрешение. Разрешение на пистолет действительно имелось и было предъявлено, после чего Тимур с товарищем развернулись, чтобы уходить. В этом момент лжемилиционер набросился на него сзади и попытался отобрать пистолет и разрешение. Несмотря на численное преимущество нападавших, двум кавказцам удалось оторваться от преследователей и добежать до станции метро. Однако их догнали, когда они находились уже на эскалаторе метро, и здоровяк-лжемилиционер вновь навалился на Тимура. Только тогда тот и начал стрелять. Всего он произвел пять выстрелов, в результате которых одна из пуль попала в живот лжемилиционера, а вторая – в шею другого нападавшего.

В этом момент в происходящее вмешалась милиция, эскалатор остановили, участников инцидента допросили и освидетельствовали. Хулиганы действительно были пьяные, у Тимура Мадаева действительно было разрешение на ношение травматического оружия. В настоящее время идет дознание. Именно на этапе дознания и началось самое интересное. Как выяснилось, лица, ведущие следствие, считают, что свои соображения по данному делу они должны высказывать с учетом освещения инцидента в СМИ, а не основываясь на фактической стороне дела и его юридической оценки.



А уж СМИ как раз вовсю и постарались, превратив выходку пьяных хулиганов в нападение вооруженных до зубов кавказцев на мирных обывателей Москвы. Чего стоят одни комментарии, типа «уроженцы Чечни устроили перестрелку», «не нашли других аргументов, кроме как начать стрельбу», «чеченцы устроили разборку» и так далее.

Интересно, что и российские блоггеры, и большинство российских комментаторов однозначно поддержали подобную позицию СМИ. Самые мягкие высказывания с их стороны сводятся к тому, что у жертв нападения не было необходимости пускать в ход пистолет.

Между тем, говоря строго юридическим языком, в отношении кавказцев имело место нападение с попыткой причинить как минимум вред здоровью средней тяжести. Умышленных действий в ответ, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (иначе говоря, превышения пределов необходимой обороны), не было. В самом деле, вдвоем отбиться от целой группы нападающих голыми руками явно нереально, а что могут сотворить с человеком даже двое-трое решительно настроенных гопников, объяснять не стоит.

При этом травматический пистолет, который применил один из кавказцев, – это оружие, изначально сконструированное для того, чтобы пресечь нападение на жертву без причинения агрессору непоправимого вреда здоровью. Проще говоря, максимум на что можно рассчитывать, применяя травматическое оружие – на время нейтрализовать нападение, чтобы выиграть время для отступления. И называть все это «перестрелкой в метро» можно только при наличии очень большой фантазии при одновременной утрате чувства реальности.

Отчего же тогда такая парадоксальная реакция и журналистов, и читателей? Совершенно очевидно, что для них не имело никакого значения - прав ли был врач-чеченец в данной конкретной ситуации. Решающее значение имело здесь то обстоятельство, что он оказался именно чеченцем, а, следовательно, виноватым по определению. Ну и что из того, что на тебя напали? Терпи и не сопротивляйся. А если серьезно покалечат или убьют ненароком – значит судьба такая. Возможно, с точки зрения русских националистов какая-то логика в этом есть. Но вот уж чего точно там нет – это справедливости и равенства для всех граждан одного государства.

Наконец, в этом деле интересен еще один аспект. Дело в том, что националисты не в первый раз запускают маховик публикаций с целью оказать воздействие не только на общественное мнение, но также на суд и следствие. Причем, как это следует из слов следователей, ведущих данное дело – им это в общем-то удается. А вот это уже печально...