Сетевой социализм - утопия или будущее

На модерации Отложенный

Журнал Wired Magazine опубликовал материал, анализирующий глобальные тенденции Всемирной паутины. Автор статьи Кевин Келли (Kevin Kelly) считает, что виртуальные сообщества, открытые исходники и социальные порталы являются предвестниками нового социализма, еще не виданного в истории.

В свое время Билл Гейтс (Bill Gates) прошелся по адресу сторонников открытых кодов, наградив их худшим эпитетом, который может придумать магнат. Эти ребята, сказал он, - \"современные коммунисты нового вида\". Иными словами, злая сила, которая твердо намерена уничтожить монополистический стимул, поддерживающий Американскую мечту.

На самом деле речь идет скорее о свободомыслии, чем о коммунизме. Однако есть в утверждении Гейтса и зерно истины. Неистовая глобальная погоня за взаимосвязью, стремление соединить каждого с каждым дает основание говорить о новой, кардинально пересмотренной версии социализма.

Общинные элементы все шире и глубже проникают в \"цифровую культуру\". \"Википедия\" представляет собой замечательный пример развивающегося коллективного подхода. Уорд Каннингэм (Ward Cunningham), создавший первую совместную веб-страницу в далеком 1994 году, мониторит сегодня почти 150 вики-движков, каждый из которых поддерживает мириады сайтов.

Все более широкое распространение получают альтернативные авторские права совместного использования. Вездесущий файлообмен, порталы коллективного контента, выскакивающие, как грибы после дождя, и многие другие инновации вносят свою лепту в великий переворот. Налицо стабильное движение к новому социализму, филигранно \"заточенному\" под нужды сетевого мира.

Нет-нет, это не заезженная мечта пролетариата, не прелюдия классовой войны и не антиамериканская риторика. Новый социализм - совсем другой, он внегосударственен. Его интересы лежат в сфере культуры и экономики, а не в коридорах власти - во всяком случае, пока.

Гейтс пытается дискредитировать создателей \"Линукса\" коммунизмом былой эпохи, для которого характерны закрытые границы, централизованные средства коммуникации и одно мнение на всех. В отличие от этого, новый социализм распространяется по бескрайней Сети, в условиях накрепко заинтегрированной глобальной экономики.

Он - за индивидуальность и против искусственной централизации. Он собирает нас не в колхозы, а в \"колмиры\". Вместо рабочего станка он дает нам рабочий стол - часть виртуального кооператива, вместо национального продукта - равноправное производство, а вместо госдотаций - изобилие бесплатных товаров.

Хватит рефлексировать при слове \"социализм\", несмотря на весь его культурный багаж. Оно лучше всего отражает сферу новейших технологий, которые черпают силу в социальной интеракции. По большому счету, веб-сайты и сетевые приложения генерируют именно коллективный подход, каждый раз используя энергию ввода, поступающую от глобальной аудитории.

Когда массы людей, владеющих средствами производства, работают во благо общей цели и делятся своими товарами, когда они прикладывают безвозмездные усилия и бесплатно наслаждаются плодами общего труда - нет никаких оснований не называть это социализмом.

Профессор Клэй Ширки (Clay Shirky), эксперт по социальным и экономическим эффектам интернет-технологий, предложил простую и наглядную иерархию современных процессов.

Вначале группы людей завязывают обычный обмен, затем переходят к кооперации и сотрудничеству, а в итоге устанавливают коллективные отношения.

Изучая онлайновый ландшафт, мы легко прослеживаем эту последовательность. Среди самых ярких примеров:

  • шесть миллиардов видеороликов, ежемесячно просматриваемых на YouTube только в США;
  • миллионы сюжетов, предложенных поклонниками популярных произведений на фанфик-сайтах;
  • огромный список порталов обмена чем бы то ни было, от закладок до подержанных вещей;
  • миллиарды общедоступных фотографий на Flickr, Picasa и т.д.;
  • лицензии свободного доступа;
  • программное обеспечение, основанное на открытых исходниках;
  • безвозмездный высокопрофессиональный труд, уже не вписывающийся в рамки капиталистической логики;
  • социальная ориентация при производстве продукции, которая не является частной собственностью, выставленной на продажу;
  • и многое-многое другое.

Сетевой социализм можно сравнить с культурно-ориентированной операционной системой, полезной как для индивидуума, так и для общества. Она дает максимальное выражение и индивидуальной свободе, и силе людей, работающих вместе.

Йохай Бенклер (Yochai Benkler), профессор Гарвардской школы права, пишет: \"Новая операционная система - это ни классический коммунизм, практикующий централизованное планирование и лишенный частной собственности, ни безграничный хаос свободного рынка. Она представляет собой платформу развивающегося проекта, в котором децентрализованная социальная координация может решать проблемы и создавать вещи, которые не по силам ни коммунизму, ни капитализму в их чистом виде\".

Гибридные системы, сочетающие рыночные и нерыночные механизмы - не новость. Сервис Ohloh, отслеживающий индустрию открытого кода, насчитал примерно 250000 человек, бесплатно работающих над 275000 проектами. В действительности их намного больше. Что уж говорить об обмене полезной информацией между людьми со всех концов света.

На сайте Kiva бедный фермер может получить 100$ в кредит от прекрасного незнакомца, живущего по ту сторону глобуса, - и он возвращает эти деньги. На сайте PatientsLikeMe люди выставляют святая святых - свои медицинские справки и истории болезней, чтобы помочь больным выбрать наилучшее лечение.

Привычка делиться становится краеугольным камнем новой культуры. Люди вместе создают энциклопедии, новостные агентства, видеоархивы и программы, работая в интернациональных командах, разбросанных по всему миру, не зная друг друга лично, не беспокоясь о социальном статусе коллег. Разве это не социализм в действии?

Мощь взаимообмена, сотрудничества, открытости свободного ценообразования и прозрачности проявляется сегодня практически на каждом шагу. Вновь и вновь мы убеждаемся, что новый подход действует еще эффективнее, чем рисовалось нам в самых смелых мечтах.

Вполне возможно, что завтра онлайн-социализм выплеснется из виртуального мира в реальную жизнь, чтобы вылечить социальные болезни, которые больше не поддаются старым лекарствам.