Длинные деньги - новая реальность

На модерации Отложенный

Длинные деньги, без которых бизнес не может развиваться, в России и в «сытые» - предкризисные годы, как правило, существовали лишь на словах. Но и слова могут заканчиваться.

Короткие деньги дают частному сектору возможность «дышать», но без длинных денег экономика, рано или поздно, начинает чахнуть. Между тем, в России длинные деньги с периодом возврата три - пять, и более лет, фактически отсутствуют - кредиты, доступные среднему и малому бизнесу в предкризисные годы, были краткосрочными. В настоящее время и короткие деньги доступны не всем.

Наивно полагать, что бизнес сможет развиваться на коротких деньгах: кредитуясь на 1 год, возврат тела долга, как правило, начинается спустя 3 месяца - на таких условиях расширяют оборотный капитал под конкретную задачу. Но проекты по техническому и технологическому развитию становятся неинтересны.

Неважно, откуда получать длинные деньги - важно, чтобы они были. Между тем, существует лишь четыре источника длинных денег - государственные программы, банковские кредиты, иностранные инвестиции и фондовый рынок.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ по поддержке частного сектора, в том числе по «финансовой поддержке», немногочисленны и малоэффективны. Протекционизм сводит на нет результаты подобных программ - например, льготный налоговый режим для компаний, осваивающих добычу на Каспийском и Азовском шельфах, сопровождается ограничением на доступ к проекту. В результате в программу вошли лишь две компании, и обе - государственные (Газпром и Роснефть).

Ожидать эффективных масштабных программ по обеспечению частного сектора длинными деньгами едва ли разумно. Однако, на местах, ситуация меняется к лучшему: в течение 2009 г., петербуржский фонд содействия кредитованию малого бизнеса заключил более 350 договоров с предприятиями по предоставлению поручительства по кредитам, что позволило компаниям привлечь порядка 2,5 млрд.руб. Объем одобрения кредитных заявок в подобных фондах пока невелик, но им на помощь приходят негосударственные общественные организации поддержки малого и среднего бизнеса, такие как «Опора России». На сегодняшний день, компании-члены подобных организаций получают реальную поддержку в привлечении кредитных ресурсов.

БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ вновь могут стать основным источником получения средств для частного сектора. Центробанк стимулирует кредитование, восьмой раз подряд понижая ставку рефинансирования, (9,5% с 30.10). Отдельные банки заявили об улучшении кредитных условий и росте объемов кредитования. Однако, основная часть просроченных кредитов - корпоративные. И пока качество этих кредитов ниже, чем качество кредитов населению, выдавать новые корпоративные кредиты, с точки зрения банков - рискованно.

Между тем, согласно информации Промсвязьбанка, Инвестторгбанка, и северо-западных филиалов ряда других банков, условия предоставления кредитов частному сектору начинают возвращаться к прежнему уровню. И хотя кредитные ставки все еще высоки, заградительными они уже не являются. Например, Промсвязьбанк, активно сотрудничающий с общественными организациями поддержки малого бизнеса, предлагает кредиты по ставкам от 18% годовых. Конечно, в большинстве случаев речь идет о коротких деньгах. Однако, если доступность банковских коротких денег будет расти, придет черед и для длинных денег.

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - единственный источник, способный удовлетворить потребности российской экономики в длинных деньгах: сбережений и доходов от экспорта - недостаточно. Правительством анонсировалась интеграция в мировые рынки для притока зарубежных инвестиций, но для успешной интеграции нужны производства, интересные рынку. Однако, технологичные производства, продукция которых интересна за рубежом, не создаются, инвестиционные условия, которыми можно привлечь инвесторов и создать производства их руками - оставляют желать лучшего. Мало кому интересно входить на неподготовленный рынок.

Особые налоговые льготы не предоставляются, целевых программ - нет. Неудивительно, что зарубежные вложения в основной капитал шли в сырьевые и добывающие отрасли. В предкризисном 2007 г. лишь 3,4% иностранных инвестиций вложены в технологичные производства, на фоне вложений в добывающие и сырьевые отрасли, составлявших 35%, и оптовую торговлю - 37,5%. При такой «интеграции» бизнес не видит длинных денег, а экономика остается сырьевой.

Судя по всему, менять ситуацию не желает ни государство, ни бизнес.

Если под «бизнесом» понимать госсектор (не считать же частный бизнес настолько недальновидным!) - причина становится понятней: протекционизм нарастает, лоббируются интересы государственных и близких к государству компаний, доля которых в экономике близка к 85%. Правовая база по защите прав инвесторов несовершенна - немудрено, что вложения в Россию считаются рискованными. Они интересны лишь при высокой доходности, возможной далеко не в каждой отрасли.

В этих условиях отсутствие интереса к несырьевым отраслям не случайно: проекты технологически сложны, имеют длительный инвестиционный цикл и множество рисков. Инвестиции в сырье и добычу проще и «короче», риски - меньше, а вложения - не столь велики. С учетом медлительности разработки мер по стимулированию инвесторов, ожидать активный приток прямых иностранных инвестиций в технологичные отрасли - не стоит. Здесь, частному сектору приходится рассчитывать на внутренние ресурсы экономики.

ФОНДОВЫЙ РЫНОК - источник длинных денег, доступный на фоне кредитного спада и отсутствия действенных программ по господдержке бизнеса. Привлекая длинные деньги на фондовом рынке, компания может выбирать между кредитными деньгами (эмиссия облигаций), и долевыми (эмиссия акций).

Эмиссия облигаций. Снижение ставок ЦБ и укрепление рубля вызвали рост спроса на облигации. Но здесь бизнес все еще сталкивается с серьезным препятствием: несмотря на простоту эмиссии, при небольшом объеме выпуск обходится недешево - 2-6%. Кроме того, участники рынка не интересуются малыми выпусками - по статистике ФБ ММВБ, лишь 5% выпусков имело объем до 300 млн. руб. Между тем, объем выпуска не должен превышать уставной капитал или обеспечение, а выпуск необеспеченных облигаций возможен не ранее 3-го года существования компании. Конечно, малую эмиссию облигаций провести можно, но вряд ли их будут покупать - ликвидность российского рынка облигаций все еще слишком мала.

Эмиссия акций. Биржей ММВБ создана секция «Быстрорастущие и развивающиеся компании» для компаний средней и малой капитализации, но на сегодняшний день, наименьшее IPO составило 20 млн.дол. Снижение порога входа продолжится, однако спрос пока ограничен. Спекуляции, подвергающие капитал инвесторов высоким рискам, и повышение конкурентности за счет роста количества фондов, предлагаемых управляющей компанией или банком, в ущерб качеству управления, подрывают доверие к молодому фондовому рынку России.

Пример из практики автора: банк «Юниаструм», пытаясь привлечь больше инвестиций, создал почти 80 фондов, а рискованные операции с деривативами несли неоправданные риски. Результаты катастрофические: на дне спада многие фонды Юниаструма потеряли 85-90% капитала инвесторов. «Кит-Финанс», первым оказавшийся неплатежеспособным, злоупотреблял сделками РЕПО, и был продан за символическую сумму на грани банкротства. УК «Тройка-Диалог», имея чрезмерные долги, была продана на треть.

К сожалению, на российском рынке такие примеры встречаются регулярно. Сегодня, многие крупные и средние инвесторы предпочитают европейские компании, имеющие успешный опыт в международных инвестициях на широкой группе развивающихся стран, в том числе, в ходе спада. Такие инвестиции (по данным «инвестиционной компании Financial Investments») стабильнее и доходнее изолированных инвестиций на рынке России. Это замедляет снижение порога входа на рынок. В итоге, малому и среднему бизнесу длинные деньги на фондовом рынке - недоступны.

В ПЕРСПЕКТИВЕ доступность заемных средств для частного сектора будет расти. Банковские деньги уже становятся доступнее - заградительные ставки исчезают, банки заявляют о возобновлении кредитования малого и среднего бизнеса. Конечно, огосударствление, во-многом, ломает рыночные механизмы, и капитал, который должен свободно перемещаться в отрасли, где ему комфортнее и доходнее, зажат в отсталых отраслях. Однако активность общественных организаций по поддержке малого и среднего бизнеса возрастает, организации получают возможность оказывать реальную поддержку предприятиям в вопросах взаимодействия с органами власти и привлечении заемных средств. И если в ближайшем будущем непредвиденных изменений в экономике не произойдет, к концу 2010 г. короткие деньги вновь станут широко доступны. А за ними придет черед для длинных денег. Это - лишь вопрос времени.