Киргизия ищет новых инвесторов вместо России

На модерации Отложенный

 Киргизский президент заявил, что Россия, скорее всего, не сможет финансировать строительство Камбаратинской ГЭС-1. Эксперты отмечают, что найти другого инвестора будет непросто.

Строительство Камбаратинской ГЭС-1, которая могла бы стать крупнейшей в Киргизии и увеличить генерирующие мощности страны примерно в полтора раза, затягивается уже не один год. Теперь будущее этого проекта стало еще более туманным.

Подводя итоги года на встрече с журналистами 24 декабря, президент Алмазбек Атамбаев заявил, что учитывая падающие цены на нефть и экономическую ситуацию в России, она не сможет выполнить взятые на себя обязательства по Камбаратинской ГЭС-1 и менее масштабному Верхне-Нарынскому каскаду ГЭС.

"Конечно, какое-то время мы еще будем смотреть, но все-таки надо принимать иногда кардинальные решения, исходя из реальностей. А реальность такова, что, к сожалению, сегодня наши российские друзья не смогут эти проекты реализовать", - сказал Атамбаев. По его словам, в нынешней ситуации Киргизия должна выходить из соглашений и искать других инвесторов. При этом Атамбаев добавил, что он обсуждал этот вопрос с Владимиром Путиным и нашел у него понимание.

Правда позже, как сообщило агентство ТАСС, пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что, несмотря на имеющиеся трудности по данному проекту, "пока говорить о принятии каких-то решений на этот счет было бы неверно".

Первые договоренности

Первые договоренности по Камбаратинской ГЭС-1 были приняты в начале февраля 2009 года в ходе визита в Москву прежнего президента Киргизии Курманбека Бакиева. Кремль тогда выделил 150 млн долларов безвозмездной помощи, 300 млн долларов в виде кредита, а также был обещан заем в размере около 1,7 млрд долларов на возведение ГЭС.

Бакиев в свою очередь там же в Москве заявил, что выведет с территории республики военную авиабазу США, которая в то время дислоцировалась в аэропорту "Манас". Однако затем Бишкек пошел на попятную. Вместо вывода американской базы сменили лишь ее название. После этого на кредит для Камбаратинской ГЭС-1 в Бишкеке уже мало кто рассчитывал.

Вновь вспомнили про нее лишь в 2012 году, когда после очередной смены власти, массовых беспорядков и межэтнических конфликтов в Киргизии наступило относительное спокойствие, а пост президента занял Алмазбек Атамбаев.

Очередные соглашения по строительству Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1 были подписаны в сентябре 2012 года во время визита в Бишкек Владимира Путина. Причем если по Верхне-Нарынскому каскаду за это время были проделаны определенные работы, то ко второму объекту даже не приступили.

Без мощного игрока не обойтись

Как рассказал DW эксперт, председатель комитета по вопросам промышленной политики, экспорта и инфраструктуры Торгово-промышленной палаты Киргизии Кубатбек Рахимов, проект Камбаратинской ГЭС-1 с самого начала был проблемным.

С точки зрения бизнеса, проект является низкорентабельным, к тому же категорически против возведения столь крупного гидротехнического сооружения выступает Узбекистан, который опасается дефицита поливной воды для своих сельхозугодий.

Аналогичное беспокойство озвучивал и Казахстан. Поэтому без мощного игрока, который помимо финансирования мог бы урегулировать противоречия между странами региона, в данном случае не обойтись, уверен Рахимов.

"Такой проект с длительным сроком окупаемости и серьезными затратами теоретически может потянуть Китай, он как раз не боится таких низкорентабельных проектов с долгосрочным эффектом. Но есть сомнения, что россияне так легко уступят и пустят китайцев", - сказал эксперт в интервью DW.

Может ли место России занять Китай?

В последние годы Китай активно вкладывает средства в инфраструктуру Киргизии, в том числе и в энергетику. На китайские займы прокладываются высоковольтные линии, ведется модернизация бишкекской ТЭЦ.

По мнению политолога Дениса Бердакова, Китай действительно является одной из сил, которая могла бы заменить Россию при строительстве Камбаратинской ГЭС-1. Однако на такой шаг Пекин, скорее всего, не пойдет, полагает аналитик. "Как показывает практика, китайцы не входят в те проекты, которые вызывают политическую напряженность, а здесь напряженность присутствует, потому что Узбекистан всячески старается заблокировать строительство", - сказал DW Бердаков.

По его словам, в роли инвесторов также могли бы выступить страны Ближнего Востока, например, Катар, куда недавно ездил киргизский президент Алмазбек Атамбаев. "У арабских стран деньги такие есть, и они готовы их вкладывать, но там будет идти политическая подложка, а это все сильно осложняет. Поэтому пока вопрос строительства Камбаратинской ГЭС-1, наверное, просто надолго подвиснет", - говорит политолог. По его мнению, для России это с самого начала был больше не экономический, а геополитический проект.

Геополитический проект

Эксперт Кубатбек Рахимов также указывает на геополитику. Он считает, что Камбаратинская ГЭС-1 стала еще и "медийным проектом", который послужил как Бишкеку, так и Москве. Киргизские власти демонстрировали своим избирателям выгоды пророссийского курса, а Кремлю обещания миллиардных инвестиций помогали добиться лояльности киргизского руководства. "Кризис обнажил тот факт, что эта ГЭС не будет построена, но теперь, когда из Киргизии изгнана американская военная база, а сама Киргизия вошла в ЕАЭС, можно на время вообще забыть про этот проект", - отмечает Рахимов.

Пророссийский вектор останется стабильным

Возможный выход России из проекта по Камбаратинской ГЭС-1 демонстрирует слабеющие возможности Москвы влиять на экономическую и политическую ситуацию в Киргизии и Центральной Азии в целом.

Как считает политолог Денис Бердаков, становится очевидным, что России начинает не хватать ресурсов на поддержание инфраструктуры всего ЕАЭС. Однако какой-либо резкой смены курса во внешней политики Киргизии из-за этого не будет, убежден эксперт. "При нынешнем президенте Атамбаеве пророссийский вектор в любом случае останется стабильным. Что будет после - это большой вопрос", - сказал Бердаков.