Венгрия: Любимое детище капитализма. Неонацизм на арене

На модерации Отложенный

На прошлой неделе у Евросоюза появился новый объект приложения усилий, требующий куда больше внимания, чем обанкроченная самим ЕС Греция. Собственно, «старые европейцы» в очередной раз своими руками выращивают – дай бог, чтобы только для себя, а не для всего мира, хотя, к сожалению, так не бывает – очередное бешеное животное.

На этот раз первая его голова обретает жизнь в Венгрии. Для венгров это, в принципе, отнюдь не новое дело – нацисты в различных обличьях. В свое время Венгрия была одним из наиболее верных союзников Третьего рейха. Венгерские солдаты наряду с румынскими были наиболее жестокими оккупантами. Тот же Хорти, венгерский регент, был далеко не самым невменяемым персонажем венгерского национализма. Возможно, поэтому в 44-м году немцы предпочли от него избавиться. И заменили его бывшим приятелем Хорти – Ференцем Салаши, который немедленно начал «решать» еврейский и цыганский вопрос.

В прошлое воскресенье на выборах в венгерский парламент победила правая ФИДЕС. Они набрали почти 53%, уверенно выпихнув правивших социалистов на второе место. Но дело не столько в ФИДЕС и ее лидере Орбане (хотя лучше бы он играл в свой любимый футбол). Дело в том, что эти «цивилизованные консерваторы», жирафы изысканные, протащили на третье место партию «За лучшую Венгрию», имеющую более «говорящее» название «Йоббик». А Йоббиком руководит небезызвестный Габор Вона, одновременно – лидер запрещенных (недавно и, видимо, ненадолго) новых штурмовиков, «Венгерской гвардии». Запретили их ни много ни мало за убийства шестерых цыган. Однако обвиняют в убийствах отнюдь не Габора Вона (он ведь теперь в парламенте), а нескольких «рядовых» штурмовиков.

Йоббик – это чистой воды салашисты. Они бы и «Гвардию» назвали бы «Скрещенными стрелами», если бы можно было. Символика у них – один в один; деятельность, как видите, - тоже. В масштабах пока отстают, ну, так это – дело наживное. Обратите внимание: изначально Йоббик создана студентами. Это – специально для тех, кто полагает студентов двигателем прогрессивной революции. Разные они, студенты.

Хотя искать причины и корни стремительного возрождения нацизма в возрастном максимализме студентов было бы совершенной глупостью. Причины всплытия Йоббика на легальную поверхность те же, что и у победы ФИДЕС. А победу им обеспечили бездарные социал-либералы, никак не желающие понять, что «реформа капитализма» - это оксюморон. К тому же, одно дело – удерживать относительный контроль над обществом при помощи профессиональной болтовни в Западной Европе, пока еще «подключенной» к зарубежным ресурсам, и совсем другое – в бывшей Восточной, где все куда хуже, чем в Греции. А ничего, кроме болтовни, венгерские «евролевые», как и большинство других, не умеют. И когда их болтовня оказывается безрезультатной, избиратель переключает свою поддержку на болтовню принципиально другую – на нацфашевскую. Как в 33-м в Германии, так и во все иные времена в иных странах.

«Фишка» венгерских нацистов в том же, что и тогдашних немецких. Они ногами стоят на плечах рабочих, чью поддержку успешно отбивают у левых, а руками шарят в карманах крупного капитала. Последний, в свою очередь, рад получить в пользование «ручных» штурмовиков – немецкий пример их ничему не учат.

Он вообще мало кого учит, к сожалению. Когда у нас начинают говорить о том, что Рух, всяческие НУНСы-БЮТы и прочие праволибералы – это почва для появления классических наци, все отмахиваются и хихикают. Конечно, Тягнибок – лубочный агент ФСБ, но это не означает, что на Украине нет нацизма. Возьмите хотя бы «Патриот Украины». Отличие от Венгрии только в том, что у нас пока что «боевой» нацизм и «болтливый» нацизм формально разделены. Ну, так это – вопрос времени, если не поменять принцип самого общественного устройства.

Кстати, что любопытно: агрессивней всех на успехи венгерских наци реагируют, прежде всего, немцы. По крайней мере, в прессе. Кроме них, отмечаются чехи и словаки, что неудивительно: словаки у Йоббика стоят в первой пятерке внутренних врагов, ну, а чехи просто хорошо помнят Гашека, и понимают, что хотя «иной мадьяр и не виноват, что он - мадьяр», но нужно быть наготове. Тем более, что чешский «националист у власти» Клаус не очень хочет проведения параллелей между ним и венгерскими «аналогами»; вот и стимулирует журналистов. У нас же на возрождение евронацизма реагируют исключительно левые.

Национал-демократы же, видя, как легко их венгерские «коллеги» находят общий язык с Йоббиком, не усматривают в последних никакой проблемы. Равно как и в наших «тягнибоках» - что телевизионных, что уличных. Абстинент Кармазин только что не обнимается с Тягнибоком в телеэфирах, а «Просвита» и всевозможные Рухи одобрительно отзываются о деятельности «Патриота Украины». Их куда больше пугают «красные экстремисты»; еще бы! – нацфаши не претендуют на их, нацдемовскую, собственность, не собираются ее отдавать «народу» нигде, кроме лозунгов.

В «2000», в очень неоднозначном (чего стоят хотя бы безграмотные апологии Гумилеву в блоке «Свобода слова») последнем номере, есть хорошая статья Ирины Марченко «Обучение бедности», посвященная анализу «Украинского социологического журнала». В статье журналист, в частности, интеллигентно пинает социолога Пилипенко, безосновательно утверждающего, что-де в современной Украине марксистский тезис «бытие определяет сознание» не действует. Правильно пинает: действует, еще как действует. И у нас, и в Венгрии, и в Румынии. Все наши новые нацисты, все эти Йоббики-Тягнибоки – это порождение вашего «свободного рынка», господа. Венец капитализма. Он уже проклюнулся в середине двадцатого века, этот венец, его подрезали, а корни остались. И продолжают лезть – уверенно и не так уж медленно.