Крым как зеркало \"консолидации\" русских Украины

На модерации Отложенный

С учётом проведения 1-2 декабря 2009 года очередного Всемирного конгресса русских соотечественников, во многих странах мира, где проживают соотечественники, к этому важному для всего Русского мира мероприятию давно ведётся подготовка.

На Украине, где согласно последней переписи 2001 года проживает более 8 млн. русских, также было необходимо провести сначала областные, затем окружные, а потом и Всеукраинскую конференцию российских соотечественников.
Пользуясь отсутствием на Украине посла России, чиновники посольства РФ в Украине областные конференции решили... пропустить и начать сразу с окружных, благо их на Украине необходимо провести всего пять. Каким образом осуществлялось «избрание» на них «делегатов» от областей, вопрос, покрытый мраком тайны.

Одними из первых о проведении окружной конференции отчитались крымчане. Согласно сообщению пресс-службы правозащитной организации российских соотечественников за рубежом «Лад», 10 октября в Симферополе состоялась Окружная конференция Крымского Координационного совета организаций российских соотечественников, в которой приняли участие 9 крымских организаций российских соотечественников из 15-ти, входящих в состав реестра русских организаций Украины, утверждённого Всеукраинским координационным советом организаций российских соотечественников. В числе прочих, приняла участие в указанной конференции общественная организация «Русский выбор» под руководством Г. Басова.

Одновременно, в этом же сообщении в организации аналогичной, но «незаконной» окружной конференции был обвинён председатель Русской общины Крыма С. Цеков. В поддержке и финансировании «незаконного» мероприятия обвинили Генеральное консульств РФ в г. Симферополе, поскольку «консульские расходы господин Цеков решил истратить по своему усмотрению на проведение конференции в узком кругу из 4-х приближенных к Русской общине Крыма организаций». При этом ни одну из сторон «консолидационного процесса» не смущает, что, заявляя о представительстве интересов русских Крыма, они как-то «упускают» из виду то, что в действительности русских организаций в Крыму, как минимум, в четыре раза больше.

Но самое пикантное в этих распрях, что ни Басов, ни Цеков, являющиеся членами того самого Всеукраинского координационного совета, никакого отношения к Крымскому окружному координационному совету... не имеют!

В 2008 году они оба выступили категорически против создания на Украине ещё одного Всеукраинского координационного совета российских соотечественников, и на состоявшейся в Ялте 20 сентября конференции учредили Крымский окружной совет российских соотечественников, как региональное отделение «созданного» в декабре 2007г., но фактически несуществующего, Всеукраинского совета российских соотечественников. Под этим «судьбоносным» решением стоят подписи и Цекова, и Басова, скреплённые соответствующими печатями.

В действительности, Крымский окружной совет российских соотечественников был создан 1 октября 2008 года на конференции, участие в которой приняли более 20 различных крымских общественных организаций - «Русский Фронт Сергея Шувайникова», Народный Фронт «Севастополь-Крым-Россия», правозащитная организация «Вера», молодежная организация «Прорыв» и другие.

На конференции был также утверждён состав делегации для участия в работе Всеукраинской Конференции организаций российских соотечественников. Однако на указанную конференцию их... не пустили! Вместо них в Киев поехала «создавать» Всеукраинский координационный совет делегация другого Всеукраинского совета, которая была «категорически против» создания нового!? В том числе, и Басов с Цековым.

По этому поводу, Крымский окружной совет заявил, что «20 сентября в Ялте была проведена конспиративная сходка, где не более десяти членов «Русской общины Крыма» и «Российской общины Севастополя» назначили делегатов на всеукраинскую конференцию», поэтому, представители от Крыма и Севастополя во Всеукраинском координационном совете соотечественников не будут иметь легитимного статуса. Совет также отметил, что работники дипломатических служб России «не стремятся консолидировать все пророссийские общественно-политические силы Украины, а косвенно способствуют их разобщенности, даже не пытаясь изменить положение».

Многочисленные обращения к консулу РФ в Крыму И. Астахову с просьбами разъяснить сложившуюся крайне странную ситуацию, когда Крымский координационный совет создают представители одних организаций, а создавать Всеукраинский координационный совет едут представители других крымских организаций, причём именно тех, которые выступили против его создания, остались без ответа. Тогда, русские организации, организовавшие окружной совет, 15 октября 2008 года провели пикетирование российского консульства. Во время пикетирования была принята резолюция, в которой было сказано, что «деятели «Русской общины Крыма» стали «профессиональными соотечественниками»...

Десятки русских организаций Крыма и Севастополя, а это самый широкий спектр, начиная от радикальных до правозащитных организаций, «профессиональными соотечественниками» сознательно дискредитируются. Их обвиняют в малочисленности, отсутствии своих представителей в органах власти, в связях с СБУ и «оранжевыми» партиями, лидеров русских патриотических организаций публично называют «провокаторами и раскольниками».

Впрочем, практика подобных обвинений достаточно активно используется некоторыми руководителями организаций русских соотечественников и в настоящее время, причём, с тем же стандартным набором обвинений своих «партнёров-соперников». Правда, у адресатов этих писем, в большинстве случаев, патологическая зацикленность авторов на регулярной рассылке подобных «подмётных кляуз» ничего, кроме чувства брезгливости, не вызывает, не говоря уже о том, что консолидации организаций русских соотечественников такая практика явно не способствует. Тем более что со временем содержание и, соответственно, лживость этих «конфиденциальных доносов» всё равно становится известно достаточно широкому кругу лиц. Недаром ведь известная пословица гласит, что шила в мешке не утаишь, особенно такое дурно пахнущее, как ложь и клевета на соратников.

Надо полагать, что в сложившейся ситуации созданный в прошлом году Крымский окружной совет также не оставит без внимания неуклюжие попытки лже-координаторов присвоить себе чужое название.

А это, несомненно, добавит остроты в «коалиционные» тяжбы русских Крыма. При этом надо отметить, что и Басов, и Цеков являются достаточно активными членами Всеукраинского координационного совета, против создания которого они ранее так рьяно выступали.

К тому же, организаторы Всеукраинского совета российских соотечественников, в полном составе вошедшие в состав нового координационного совета, летом этого года уже заявили о его ликвидации. Впрочем, сделать это было довольно просто, поскольку вся его «деятельность» ограничилась декларативными заявлениями о его будущей роли в «консолидации» русских сил при его «создании».

В разосланной членам Всеукраинского координационного совета ещё в начале октября с.г. повестке заседания, которое должно состояться 17 октября с.г., указано, что отчитаться о проведении окружного координационного совета в Крыму должен именно С. Цеков. С учётом того, что повестки утверждаются на предыдущем заседании, то, надо полагать, что за это решение 5 сентября с.г. голосовал и Басов, у которого, видимо, во имя всё той же «консолидации», пути с Цековым в этот раз кардинально разошлись, причём, буквально в течение месяца. Но, поскольку в одном округе двух координационных советов быть не может, членам Всеукраинского совета 17 октября придётся определяться, который из двух крымских советов «правильно-координационный» и, соответственно, принимать решение в отношении «неправильно-координационного» и его организаторов. Особенно с учётом того, что оба «совета» собираются прислать на Всеукраинскую конференцию свои делегации.

Кто окажется «неправильным», предсказать несложно, учитывая одобрительное отношение Посольства РФ к координационному совету, проведённому сторонниками С. Цекова и публичную критику посольства его противниками. А определённый опыт «усмирения непокорных» у Всеукраинского координационного совета уже имеется.
11 июня 2009 года в Киеве в офисе Украинского филиала Института стран СНГ во время проведения Всеукраинского координационного совета его члены с удивлением увидели в повестке заседания совершенно новый пункт, который на предыдущем заседании не утверждался. Как оказалось, буквально накануне заседания он был предложен руководителю временного секретариата совета С. Проваторову председателем правления ВОО «Русское содружество» С. Проваторовым. Он же предложил формулировку, согласно которой, «учитывая множественные нарушения К.В.Шуровым обязанностей Участников системы КСОРС, изложенных в Решении ВКСОРС от 24 января 2009 года, а также во [Временном] Едином Положении о КСОРС, председателя Русской общины Украины К.В.Шурова вывели из состава Временного Президиума ВКСОРС с 11 июня 2009 года».

Но суть не в том, что против принятия этого решения голосовал даже временный председатель совета О. Кадочников, с которым изменение повестки дня не согласовывалось. И даже не в том, что Шурову никто не стал объяснять, в чём, собственно говоря, заключались его «множественные нарушения». Главный вопрос в том, что он... не был членом президиума!? Это наглядно видно из соответствующего решения координационного совета об избрании членов президиума. Но разве будут обращать внимание на такие мелочи «правильные» члены совета и господин Проваторов, который, не будучи членом совета, первым поднял руку за своё же предложение, голосуя по доверенности члена совета А. Черноморова, являясь его штатным платным помощником, как депутата Верховной Рады?

В этом решении надо отметить два аспекта, первый показывает «высочайший» уровень «руководства» советом, второй - уровень отношения к решениям совета его членов, готовых бездумно проголосовать за любое решение, даже, если оно находится за гранью здравого смысла!
Впрочем, подобные, мягко говоря, казусы неудивительны.

В совет, претендующий на представительство интересов всех русских Украины, входит 35 человек, всего из... 11 регионов из 27, т.е. представляющих менее половины регионов Украины. Если к тому же принять во внимание, что и в состав руководства «успешно ликвидированного» Всеукраинского совета российских соотечественников, и организованного в 2008 году, но недееспособного ввиду внутренних распрей Всеукраинского координационного совета организаций российских соотечественников, и вновь созданного два месяца назад правозащитного общественного движения «Русскоязычная Украина» входят, практически, одни и те же люди, то уследить за принимаемыми решениями в разных организациях они, видимо, просто не в состоянии.

А тем временем, стало известно, что правление общественной организации «Русский Крым», одной из организаций, выступивших в союзе с Русской общиной Крыма, отстранило С. Юхина с должности главы правления и избрало исполняющим обязанности председателя О. Климчука. В заявлении нового руководства организации сказано, что «... русская идея в Крыму не должна приватизироваться кем-либо, а принадлежит всем крымчанам, которые ее разделяют. В связи с этим весьма прискорбно читать, как отдельные лидеры русского движения пытаются публично дискредитировать «Русский Крым», очевидно, опасаясь конкуренции с нашей стороны и нарушая договоренности, да и просто правила приличия».

С. Юхин в свою очередь заявил, что сообщение о смене руководства организации не соответствует действительности, поскольку, по его мнению: «отстранить меня с поста председателя правления может только общая конференция «Русского Крыма». Кроме того, он сказал, что «как председатель правления общественной организации «Русский Крым» буду до конца отстаивать решение конференции «Русского Крыма» по консолидации прорусских сил полуострова и не допущу продажи нашей с вами общей организации ни Партии регионов, ни какой другой политической силе».

Данная ситуация в Крыму нагляднейшим образом показывает, что громогласные заявления о «консолидации» русских со стороны, так называемых, «координационных» советов, так разговорами и остались. А с такой «организацией» проведения предстоящей Всеукраинской конференции российских соотечественников, с учётом появления на ней двух-трёх «единственно легитимных» делегаций из одного и того же округа, она в очередной раз станет не шагом к консолидации русских Украины, а поводом для «выяснения отношений», оставив за бортом «консолидации» множество реально работающих общественных организаций российских соотечественников Украины.