Генпрокуратура ужесточает контроль за господдержкой

На модерации Отложенный Генеральная прокуратура России намерена усилить надзор за использованием средств, выделенных на оздоровление финансово-экономической ситуации в стране, рассказал вчера своим коллегам из Шанхайской организации сотрудничества генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. По его словам, предложения по усилению контроля направлены прокурорам, ЦБ и органам финансовой разведки. В банковской среде такие меры воспринимаются весьма неоднозначно.

Прокурорская помощь отечественной экономике заключается в том, чтобы проконтролировать сохранность средств господдержки, их целевое использование и доведение до конечных получателей, а также возврат полученных кредитных ресурсов. Основная же проблема в том, что выделенные финансовым организациям деньги никак не дойдут до реального сектора, за что отечественные банки уже не раз критиковало высшее руководство страны.

Директор Банковского института Василий Солодков считает, что настойчивые заявления прокуратуры о том, что деньги должны идти в реальный сектор экономики, являются вмешательством в деятельность банков. «Банки получают средства Минфина, ЦБ или Внешэкономбанка на возвратной основе, это некий кредит, который они должны вернуть, – пояснил «НИ» эксперт. – Эти кредиты они должны размещать, руководствуясь в первую очередь тем, чтобы обеспечить возвратность средств. Оценивать, как банк распоряжается деньгами, – это не функция прокуратуры. У нас ни в одном законе о банковской деятельности не прописано, что основанием для решения кредитного комитета банка является письмо из Генпрокуратуры».

А вот исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Анатолий Милюков считает, что государство вправе настаивать на разумном контроле за своими деньгами. «Если банк существует как коммерческий, он сам принимает решение, что, когда и как делать. Но если он обратился за помощью в ЦБ, то должен играть уже по другим правилам, которые определяет государство, выдавшее деньги, – заявил он «НИ». – Правила игры могут включать разные меры – ЦБ направляет своих комиссаров и следит за каждым рублем, Генпрокуратура тоже включается в это дело. Трудно возражать против желания обеспечить контроль за деньгами». В то же время, по словам специалиста, кредитная политика банков должна оставаться их личной территорией. «Не должно быть перехлестов, а то можно так обеспечить контроль, в том числе и прокурорский, что и от коммерческой деятельности ничего не останется, – считает эксперт.
– Такого, что банку приказывают, кого кредитовать, быть не должно. Если вы приказываете дать денег этому клиенту, хотя банк думает, что кредит могут не возвратить – дайте государственную гарантию. Такие вещи должны идти в сочетании».

Главным звено в механизме контроля – Межведомственная рабочая группа по противодействию преступлениям в сфере экономики, в которую помимо Генпрокуратуры входят ФСБ, МВД, Федеральная налоговая служба, Росфинмониторинг и ЦБ. Она призвана бороться с хищениями средств, выделенных в качестве господдержки, злоупотреблениями служебным положением государственными и банковскими служащими, антимонопольными и налоговыми правонарушениями, незаконными операциями на рынке ценных бумаг. Пока информации о ее работе немного. Громких дел и разоблачений не слышно. Из отдельных заявлений руководства Генпрокуратуры известно, что возбуждено около 1 тыс. уголовных дел и спасено более 1 млрд. государственных рублей.

Интересно, что Генпрокуратура обращает внимание и на то, что в понятие преступления не вписывается. В частности, на конвертацию средств господдержки в валюту и вывод ее за рубеж. «Совершение таких операций приводит к обесцениванию национальной валюты и препятствует поступлению финансовой поддержки государства в промышленность и другие отрасли экономики», – отметил генпрокурор Юрий Чайка. «За то, что банк направил средства господдержки не на кредитование реального сектора, его уголовно преследовать нельзя, – убежден Василий Солодков. – За отмывание денег, какие-то другие преступные операции – пожалуйста, а за это оснований нет. Деньги не идут в реальный сектор по экономическим причинам. Они пойдут туда в том случае, если у реального сектора будет увеличиваться объем продаж. Тогда завтра же банки начнут его кредитовать. А объемы продаж пойдут вверх, когда вырастет платежеспособный спрос, для чего необходимо, чтобы сначала мы подавили инфляцию».

Кстати, в конце прошлого месяца в Генпрокуратуре создан оперативный рабочий штаб, в состав которого вошли представители четырех госбанков. Он призван следить уже за предприятиями, получившими кредитные средства в рамках государственной поддержки. Прокурорам субъектов РФ поручено создать аналогичные рабочие штабы и в регионах. Так что слежка продолжается.