В Германии стартовала предвыборная кампания

На модерации Отложенный

В минувшее воскресенье Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) в берлинском концертном комплексе «Темподром» в присутствии 2500 человек дал старт избирательной кампании социал-демократов. 

Действующий министр иностранных дел и вице-канцлер страны до сих пор не принимал активного участия в общефедеральном выборном марафоне. Для этого у него просто не было возможности. Во время последних выборов в Бундестаг в 2005 г. Штайнмайер был лишь одним из многих в команде Герхарда Шредера (Gerhard Schrder), вынужденно оставаясь за спиной своего тогдашнего шефа. Сейчас же Штайнмайер, несмотря на лидерство в СДПГ, в большой политике все равно оказывается несколько в тени. Теперь уже в тени федерального канцлера. Понятно, что Ангела Меркель (Angela Merkel) отнюдь не собирается этой осенью добровольно отказаться от канцлерского кресла. Именно поэтому она мастерски использует преимущества своего высокого положения, регулярно демонстрируя всем, кто в доме настоящий хозяин. Данная ситуация напрямую отражается и на общественном мнении страны. За 23 недели до выборов в Бундестаг лишь 22% избирателей хотели бы видеть Штайнмайера во главе Федерального кабинета. Это самый низкий показатель для социал-демократического политика в этом году.

Однако на результаты сегодняшних социологических опросов Штайнмайер реагирует спокойно. Время еще есть. Конечно, глава СДПГ осознает, что не является достаточно харизматической фигурой. Понимает он и то, что вряд ли может сравниться с Меркель по популярности в мире. Штайнмайер делает ставку на другое – на свою близость к народу, на свою спокойную уверенность, на безусловную поддержку в рядах партии. 

Его первый «выход в народ» совпал по времени с принятием СДПГ предвыборной программы, за которую члены партийного правления проголосовали единогласно. Хотя все последние дни вокруг данного документа было много споров. Так, представители левого крыла СДПГ попытались вернуть в программу требование о взимании налога на имущество. Но Штайнмайер решительно отверг эту позицию. По его мнению, главное сейчас «восстановить ту экономическую систему, то общество, в котором социальный момент вновь выйдет на первый план».

Умело разыграл политик в своей первой предвыборной речи и проблему защиты «маленького человека» в условиях глобального финансового кризиса. Он подверг резкой критике судебный приговор кассирше супермаркета, которая якобы «обогатилась» за счет чека на стеклотару в размере 1,30 евро, в то время как, по мнению политика, крупные концерны выбрасывают на ветер миллиарды. Недобрым словом помянул Штайнмайер и войну в Ираке, заслужив за это спонтанные аплодисменты слушателей. Потребовал сохранения заводов «Опеля» в Германии – еще более продолжительные аплодисменты. Выступил за введение минимальной оплаты труда во всех сферах немецкой экономики – аплодисменты, переходящие в бурные овации. 

Вообще, первая предвыборная акция Штайнмайера здорово напоминала заокеанскую избирательную кампанию с традиционными элементами шоу и театральными постановками. Достаточно сказать, что на этот раз социал-демократ выступал не лицом к залу, а находился в его середине, символически имея своих сторонников и за спиной. Не обошлось и без выхода к ораторскому пульту супруги Штайнмайера – Эльки Бюденбендер (Elke Bdenbender), чье появление тут же навеяло параллели с другой американской звездной парой. Не последнюю роль сыграли и плакаты, которые на смеси английского и немецкого языков намекали на знаменитый предвыборный лозунг Барака Обамы (Barack Obama) и утверждали претензии Штайнмайера на роль канцлера. 

Кстати, в штаб-квартире СДПГ и не скрывали, что на этот раз «красные» намерены вести свою избирательную кампанию по американскому образцу. «Это первое шоу Франка, будут и другие», – с гордостью заявляли сотрудники его избирательного штаба. 

Вопрос, однако, в том, пришлось ли по душе это шоу немецким избирателям. Ведь, несмотря на шумовые эффекты, Штайнмайер все равно выступил очень уж «по-немецки». Его речь получилась как обычно несколько нудноватой, затянутой и расплывчатой.