Россияне и автомобильные пошлины: кто кого?

На модерации Отложенный

Во Владивостоке автомобилисты готовят новую акцию протеста против заградительных пошлин на ввоз подержанных иномарок. Автобизнес в приморском крае пошел на спад, тысячи людей потеряли работу, краевая казна несет миллиардные убытки.

Постановление правительства о повышении ввозных пошлин вступило в силу 12 января нынешнего года – несмотря на массовые протесты приморских автомобилистов и автодилеров и обращение депутатов Владивостокской гордумы к президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину. Введение такой меры мотивировалось необходимостью защитить отечественный автопром. Ставки таможенных платежей при ввозе легковых автомобилей выросли в среднем почти втрое.

В минувшую пятницу начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко подвел итоги: за пять месяцев, прошедших с момента введения новых пошлин, ввоз иномарок в регион снизился более чем в 10 раз, а сумма таможенных платежей – в 7 раз (с 17 млрд рублей по данным на июнь прошлого года до 3,5 млрд рублей в нынешнем июне).

В крае свернули деятельность подавляющее большинство автодилеров и многие судоходные компании. Суда, доставлявшие автомобили из Японии, выставлены на продажу. Как рассказал корреспонденту Радио Свобода один из продавцов авторынка в Находке, сокращают штат таможенные брокеры, предприятия авторемонта и автосервиса. Между тем, автобизнес приносил существенные доходы краевой бюджет. В прошлом году, например, - 21 млрд рублей (при том, что весь годовой бюджет Владивостока составлял 5 млрд рублей). В этой индустрии были заняты около 200 тыс. приморцев, большинство из которых теперь остались без работы.

Новая таможенная политика в отношении подержанных иномарок вызвала недовольство не только в Приморье. 21 мая Верховный суд России рассматривал иск директора пензенского дилерского центра \"Оптим-Авто\" Виктора Мещеринова, который пытался оспорить законность постановления правительства РФ о повышении пошлин.

По мнению истца, постановление противоречит ряду статей федеральных законов \"О защите конкуренции\", \"Об основах регулирования внешнеторговой деятельности\", \"О специальных защитных анти-демпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров\". Мещеринов настаивал, что повышение пошлин привело к монополизации российского рынка в пользу отечественных заводов и лишило многих автодилеров работы, а российских автомобилистов – права выбирать, на каком автомобиле ездить: на \"Жигулях\" или на более качественной иномарке. Однако суд не усмотрел в действиях правительства нарушения закона и в иске Мещеринову отказал. Суд счел, что правительство было вправе принимать такое решение в рамках антикризисных мер, направленных на социальную защиту большого количества людей. Мещеринов сразу же заявил, что будет оспаривать это решение.

Член группы инициативных граждан Владивостока и Находки Елена Рыбкина в беседе с корреспондентом РС сказала:

- У правительства не было никаких объективных причин и законных оснований для усиления таможенного тарифного регулирования, для увеличения действующих ставок таможенных пошлин, тем более для увеличения их в несколько раз. Не служит такое увеличение целям защиты внутреннего рынка, для достижения которых и предусмотрено, собственно говоря, таможенное тарифное регулирование… Поступление подержанных автомобилей на внутренний рынок Российской Федерации фактически сведено на нет. То есть потребители не могут приобрести на внутреннем рынке автомобили, обладающими необходимыми потребительскими свойствами. Другими словами, правительство не защитило внутренний автомобильный рынок, а, напротив, нанесло ему вред, что противоречит целям таможенного тарифного регулирования.

Автомобилисты заявляют, что готовы продолжить борьбу за отмену заградительных пошлин.