Москва может рассориться с Белоруссией и Узбекистаном

На модерации Отложенный

Как уже сообщала «СП», заседание Совета ОДКБ 14 июня прошло со скандалом из-за отказа участвовать в нем президента Беларуси Александра Лукашенко. Не стал подписывать документы встречи на высшем уровне и президент Узбекистана Ислам Каримов. Таким образом, только пять из семи руководителей стран, входящих в ОДКБ, согласились с принципами создания Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

Кроме Соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности на заседании рассматривались и другие важные вопросы: «Об изменении структуры и о дополнительных функциях Объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности», «Об основных принципах создания системы скрытого управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности», «Об Основных направлениях действий государств – членов ОДКБ по формированию системы коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации на период до 2012 года», «О Плане действий государств – членов ОДКБ по формированию коллективной системы противодействия незаконной миграции граждан третьих стран на период до 2012 года», «О ходе выполнения мероприятий Плана коалиционного военного строительства Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др.

На итоговой пресс-конференции президент России Дмитрий Медведев так оценил встречу на высшем уровне:

«То, что мы сегодня сделали, подписав Соглашение о КСОР, это как раз шаг к тому, чтобы создать именно такие силы, с которыми будут считаться и которые реально смогут отражать самые разные угрозы. Я говорил в прошлый раз практически с этого же самого места о том, что прежние силы оперативного развертывания, быстрого развёртывания, они хоть и были созданы, но ни разу ничего не сделали и ни разу не собирались. Поэтому их эффективность соответствующая.

Для того чтобы эти силы встали «на крыло», что называется, они должны быть быстрыми, и они должны быть укомплектованы всем необходимым. Но самое главное, должны проходить учения, должны проходить совместные операции. Только таким образом может быть создана действующая серьёзная группировка, с которой, ещё раз повторю, будут считаться. Только таким образом можно отработать войсковые навыки и навыки спецподразделений, для того чтобы решать очень сложные задачи, с которыми сталкиваются все наши государства и отдельные государства при решении тех или иных задач».

К сожалению, пока все это остается только благими пожеланиями в связи с белорусской и узбекской проблемами, возникшими на встрече в Москве. Беларусь отшатнулась о ОДКБ в результате «молочной войны», как будто специально начавшейся за неделю до саммита. А что же случилось с Узбекистаном?

Проблема возникла еще на февральском саммите, где у Ислама Каримова появилось особое мнение по поводу КСОР. Он высказался против участия Узбекистана в структурах Коллективных сил. Причем не только армейских подразделений, но и спецслужб - нацбезопасности, МВД, МЧС. Во второй половине мая генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа ездил в Ташкент с попыткой снять проблему. Но узбекский лидер не принял российского генерала. Судя по статьям в узбекских СМИ, у Ташкента имеется несколько принципиальных требований.

Во-первых, он настаивает, чтобы решения о применении Коллективных сил принимались на основе консенсуса, а не простым большинством голосов стран ОДКБ. Во-вторых, требует, чтобы подразделения КСОР не отправлялись в другие государства, если это противоречит национальному законодательству. В-третьих, требует запрета на участие подразделений КСОР в разрешении конфликтов между государствами, входящими в ОДКБ. В-четвертых, он считает, что соглашение о КСОР должно вступить в силу не сразу после подписания, а лишь после ратификации всеми странами-участницами.

Есть и чисто военные проблемы между некоторыми участниками ОДКБ. Узбекистан на границе с Киргизией начал обустраивать полноценную госграницу с бастионами и траншеями глубиной и шириной три метра. Предполагается, что траншеи будут прокопаны по всей границе с Киргизией, проходящей по Андижанской области. По утверждению киргизских пограничников, строительство началось без согласования с ними.

Российское руководство постаралось сделать вид, что ничего серьезного на встрече в Москве не произошло. \"В конце концов, и другие силы подобного рода создавались не за один день и не сразу - у них возникали не все участники одномоментно, - заметил на пресс-конференции Дмитрий Медведев. - Мы готовы к тому, чтобы наши партнеры, которые эти документы пока не подписали, в конечном счете, подумав и оценив эту ситуацию, вышли на их подписание\".

Однако белорусская сторона не разделила этого оптимизма. \"Это попытка игнорировать не только принципиальную позицию государства - члена ОДКБ, но и игнорировать основополагающее правило Организации: правило консенсуса при принятии решений, гарантирующее на практике неукоснительный учет мнения всех без исключения членов Организации в столь важном деле, как безопасность\", - выразил позицию Беларуси пресс-секретарь МИДа БР Андрей Попов.

Официальный Ташкент пока не озвучил своей оценки московской встречи. Но государственный телеканал «Узбекистан», сообщая о подписании на саммите в Кремле документа КСОР, отметил что республика «имеет твёрдую позицию по ряду принципиальных вопросов».

Из досье «СП»:

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Белоруссия — 31 декабря 1993 года. Он вступил в силу 20 апреля 1994 года и был рассчитан на 5 лет, при этом допускалось продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В том же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную структуру — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года. 16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о восстановлении членства Узбекистана в ОДКБ.