Сергей Дубинин: банковская система в РФ маломощная

Пора перестать говорить о глобальных проблемах, повлиять на решение которых мы не в силах, и сделать что-то более реальное, уверен председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин.

Например, проблема высокой смертности и низкой рождаемости сейчас не может быть решена, и нужно смириться с тем, что России придется привлекать рабочую силу из-за рубежа. А поднимать конкурентоспособность бизнеса внутри страны и за ее пределами пора - это в наших силах. Об этом экономист говорил на XIV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества», организованной НИУ ВШЭ.

Slon публикует отрывок выступления Сергея Дубинина.

Россия является частью европейской экономики. Хотим мы этого или нет, вкладываем мы в это положительную или отрицательную оценку, но это факт: Россия экономически привязана к Европе. Мы сейчас выступаем в качестве поставщика сырьевых товаров (в металлургии это называется первый передел). Изменить эту ситуацию и переключиться на более быстрорастущие рынки, в том числе азиатские (Китай, Индонезия, Вьетнам), нам будет достаточно сложно.

Это вопрос транспортной инфраструктуры и логистики. Мы должны отдавать себе отчет в том, что морское судоходство по Ледовитому океану до сих пор проблемно и недешево. Кроме того, высока конкуренция с Африкой и странами Ближнего Востока. Поэтому от Европы как основного потребителя мы никуда не уйдем. А там, в свою очередь, тоже скоро столкнемся с высокой конкуренцией. Можно долго рассуждать на тему того, как будет определяться стоимость сырья (за счет сланцевого газа или чего-то другого), но тот факт, что конкуренция уже есть и будет прогрессировать, отрицать в любом случае глупо.

А если вдруг помирится Европа с Ираном (который обладает самыми крупными запасами природного газа), да еще если вдруг гражданская война в Сирии приведет к чему-то спокойному... Просто построят газопроводы из Ирака и Ирана с выходом на Средиземное море через Турцию или Сирию (что более эффективно), а нам придется или заводы LNG строить, или тихо подключаться к «Южному потоку», который уже на дне моря лежать будет. Вывод: даже если мы не будем менять специализацию (сырьевой страны), то нам придется столкнуться с жесткой конкуренцией.

Сейчас имеет смысл переключаться на внутренний спрос. Все-таки страна со 140 млн населения создает обширный внутренний рынок. Потребление сейчас активно, и оно растет, благосостояние тоже растет, пусть не так быстро, как хотелось бы. Но российский спрос удовлетворяется в значительной степени за счет импорта. Этот фактор изменить быстро почти невозможно, как и переключиться на другой рынок сбыта сырья. Но есть и сферы, где что-то поменять уже сейчас можно.

На мой взгляд, таким возможным для перемен и одновременно очень проблемным является следующий факт: сегодня в России плохо работает или почти совсем не работает трансформация сбережений в инвестиции. В частности, увы, плохо работает в качестве мотора экономического развития финансовый сектор.

Во-первых, он очень невелик. Давайте признаемся, что глубина рынка ценных бумаг у нас минимальна: в развитых странах капитализация рынка составляет около 400% ВВП, а у нас в лучшие годы достигает 50% ВВП. Банковская система в общем-то работает, она не такая уж плохая (есть крупные банки, конкуренция), но она маломощная. Отсюда и возникает вывоз капитала, то есть трансформация сбережений в инвестиции, но за рубежом, не у нас.

Чтобы переменить ситуацию, нашей стране нужен ряд институциональных изменений. Они не слишком оригинальны, но тем не менее их стоит назвать вновь. Первое - это налоги. На мой взгляд, не нужно бороться с офшорами, а нужно создавать привлекательные условия, то есть заманиванием добиваться, чтобы налоги платили в наше государство. Второе - это коррупция. Как я понимаю это дело, невозможно сначала побороть всю коррупцию, а потом уже начать экономически расти. Ну невозможно так. Это как?

Посадить каждого десятого чиновника (по принципу римских легионов), напугать до полусмерти, а потом ждать, когда же наступит экономический рост? Мне кажется, нужно делать все гораздо проще и не так страшно. Если вы, допустим, строите тепловую электростанцию, то вы неизбежно столкнетесь с тем, что будет расти потребность финансирования. Если вы сумеете отбить эти заявки, сумеете сдержать под контролем строительную смету, то, значит, у вас будет эффективная стройка, значит, ваш трамплин в 8 раз дороже не станет. Не надо пускать все на самотек (ненамеренно или в корыстных целях, что чаще), как сейчас, как было в Советском Союзе (откуда все эти бетонные коробки, загромождающие страну, без ввода чего бы то ни было в эксплуатацию).

И еще одна тема - очень болезненная для российской экономики, и ее изменение в наших руках - антимонопольная. Любой, даже самый мелкий бизнесмен, открывая свое дело, идет к соседу и старается договориться с ним, что они не будут конкурировать друг с другом. Это факт. Я не знаю, это менталитет или привычка, но факт в том, что на наших рынках отсутствует конкуренция.

И еще. Все, наверное, ждали, что я буду говорить о безумных планах, которые предлагают некоторые люди, по выпуску длинных денег. Некоторые уверены, что наступит всеобщее счастье, когда денежное предложение будет покрывать все необходимые потребности. Что наступит богатый инвестиционный процесс. Мне кажется, что вопрос снижения процентных ставок (не ставок рефинансирования, а прежде всего на спотовых аукционах) будет решен только тогда, когда будет спрос на эти деньги. Деньги сейчас (в таком объеме и в сложившейся экономической реальности) просто не нужны. Поэтому если деньги будут влиты в экономику, то они вызовут только инфляционные последствия. Нашим экономическим механизмом мы не можем освоить даже имеющийся объем денег, ликвидности, поэтому ждать позитивных инвестиционных последствий не нужно. Только негативных, и только инфляционных.

Источник: http://slon.ru/economics/dubinin-926795.xhtml

11
1119
0