Как Чубайс укреплял грузинскую государственность

На днях министерство энергетики Грузии и «Интер РАО ЕЭС» подписали «меморандум о развитии сотрудничества», предусматривающий дальнейшее укрепление и углубление позиций российской компании в грузинской энергетике. «Интер РАО ЕЭС» уже выкупила у грузинского государства две электростанции на востоке страны за $104 млн (по грузинским меркам, сумма очень крупная) и обязалась построить в течении 4 лет ещё три электростанции, инвестировав в общей сложности $193 млн. 
 
«Интер РАО» уже владеет в Грузии крупнейшей теплоэлектростанцией в Гардабани (жизненно важный объект, особенно зимой) и столичной электрораспределительной сетью «Теласи». Эти активы РАО «ЕЭС» под руководством Анатолия Чубайса выкупило у американской AES еще в 2003-м году, на закате эры Шеварднадзе. Тогда бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе (ныне радеющая за примирение и сближение с Россией) устроила Шеварднадзе настоящую истерику: специально явилась на заседание правительства и обвинила главу государства в «продаже родных предприятий русским». После пламенной речи она демонстративно покинула зал. «Разве можно всё, что у нас есть хорошего и полезного, продавать России?!», – возмущалась председатель парламента, нисколько не смущаясь тем, что на самом деле «Теласи» российской компании продал не Шеварднадзе, а американцы.
 
Бурджанадзе несколько раз выносила вопрос о продаже энергетических активов на обсуждение в парламенте, а главный союзник спикера, покойный Зураб Жвания даже назвал сделку «государственным переворотом».

Тогда мало кто обратил внимание, что будущий президент Михаил Саакашвили в ходе этого скандала хранил многозначительное молчание. Придя к власти, Саакашвили назначил госминистром по экономической реформе Каху Бендукидзе, одним из программных тезисов которого было: «надо продать всё, кроме совести». Естественно, Каха Автандилович, вернувшись на родину после головокружительной бизнес-карьеры в России, не имел ничего против российских инвестиций и продажи грузинских предприятий российским компаниям. Ведь совесть-то он сохранил, даже после того, как сам продал все свои российские активы и принял гражданство Грузии.

Помимо львиной доли энергетического сектора, в собственность к разным российским концернам перешли «Объединённый грузинский банк» (один из крупнейших в стране), а также ценные активы в сфере телекоммуникаций, горно-рудной промышленности, машиностроения, туризма и так далее. Грузинские власти не обращали никакого внимания на обвинения в «продаже родины».

Более того, в декабре 2008 года, то есть всего через несколько месяцев после «пятидневной войны» и практически параллельно с принятием Закона об оккупированных территориях, правительство Грузии подготовило с «Интер РАО ЕЭС» меморандум фактически о передаче в аренду Ингурской ГЭС (крупнейшей на Кавказе). Сделка сорвалась, но не в результате истеричных протестов грузинской оппозиции, а из-за противодействия властей Абхазии, считающих Ингури-ГЭС, построенную на пограничной реке, своей собственностью. Причем в российской энергетической компании изначально не могли не знать, какую реакцию в Сухуми вызовет «сепаратная сделка с Грузией».

Так чем же руководствуется российский энергогигант, развивая сотрудничество с «враждебной страной»? Грузинская оппозиция по-прежнему убеждена, что «Интер РАО» – инструмент империализма в руках Кремля и чуть ли не служит строительству «либеральной империи» в соответствии с нашумевшей статьей Анатолия Чубайса, опубликованной ещё в 2003-м году. Также оппозиция обвиняет Саакашвили в непоследовательности: разве можно, с одной стороны, объявлять Россию «оккупантом», а с другой – заключать сделки и передавать лучшие грузинские предприятия государственной компании «страны-оккупанта»?
 
Где же тут логика? А логика – в конкретном результате деятельности российских энергетиков. Только после того, как компания приобрела «Теласи», тбилисцы начали получать электроэнергию в течение 24 часов в сутки. Раньше, особенно зимой, «шестичасовой график» был привычным явлением. Именно энергетика была той вечно больной проблемой, которая заставляла грузин сомневаться во всем, вплоть до дееспособности собственной государственности. Ведь грузинские власти на протяжении десятилетий не могли обеспечить дома теплом.

Источник: http://slon.ru/blogs/gzegenidze/post/578637/

5
1152
0