Купить наши авто могут только рабочие АвтоВАЗа и Путин

На модерации Отложенный Премьер-министр Владимир Путин 30 марта посетил Волжский автозавод. То, что визит Путина на АвтоВАЗ – не больше, чем фарс, было сразу понятно. В самарском аэропорту Путина встречали сплошь генералы: губернатор области (по информации открытых источников, генерал ГРУ) Владимир Артяков, начальник местного управления ФСБ Юрий Рожин, начальник УВД Самарской области Александр Реймер, полпред президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота. Посмотрев по телевизору на то, как свита встречает своего генерала, вазовцы, готовившиеся к встрече с Путиным "без галстуков", приуныли.

Встреча премьера с заводскими рабочими не отличалась демократичностью, впрочем, как и все, что делает господин Путин. Он беседовал только с теми, кого предварительно отобрали из числа наиболее лояльных политике Кремля. К слову, среди "счастливчиков" были также отставные чекисты и сексоты. Так оно надежнее: и критики не будет, и любые подачки власти вроде списания кредитов ВАЗа рабочие встретят радостным "ура" и комплиментами в адрес "Единой России".

А вот членов независимого вазовского профсоюза "Единство" на встречу с Путиным не допустили. Зато после визита Путина на Волжский автозавод, силовики "уделили внимание" лидеру "Единства" Петру Золотареву. Шестого апреля сотрудник прокуратуры Тольятти попросил у Золотарева объяснений по поводу его "действий, направленных на свержение существующего строя". По словам Золотарева, это приглашение (надо заметить, не первое) было связано с тем, что прокуратура Тольятти получила документы от ФСБ и прокуратуры Самарской области для проверки фактов, свидетельствующих о том, что профсоюз "Единство" призывает к насильственному свержению действующей власти. Золотарев пояснил в прокуратуре, что все акции, которые проводил профсоюз, были направлены исключительно против массовых увольнений работников с предприятий автомобильной отрасли и проходили под призывом к работодателям соблюдать действующее законодательство. Ранее Золотарев уже давал подобные объяснения после того, как было опубликовано его интервью изданию "Самарская газета". С ним также не раз беседовали представители Центра по борьбе с экстремизмом.

Петр Золотарев был одним из организаторов забастовки на ВАЗе в 2007 году и массовых пикетов протеста рабочих автозавода. После забастовки многие ее участники были уволены по инициативе начальника службы безопасности завода Ивана Миронова, бывшего генерала ФСБ, который сейчас является руководителем департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области. Зимой Петр Золотарев предупреждал вазовцев о необходимости забастовок. Но в феврале рабочие решили отказаться от забастовки, поверив заводскому начальству, что сокращений не будет. Но после того как первого марта в Тольятти прошли выборы в Городскую думу, на ВАЗе объявили о реорганизации производства и увольнении 500 рабочих.

Интерес силовиков к независимым профсоюзам объясним: власть панически боится народного недовольства, особенно на таком крупном предприятии, как Волжский автозавод. А "Единство" постоянно устраивает в Тольятти протестные акции, "просвещает" рабочих насчет популистской политики нынешнего президента АвтоВАЗа Бориса Алешина.

"Ни на одном российском предприятии нет такой вопиющей разницы между зарплатой топ-менеджеров и простых рабочих, – рассказал мне Золотарев. – Топ-менеджеры ВАЗа получают от 10 до 20 тысяч евро, а средняя зарплата вазовского рабочего составляет 20 тысяч рублей. Очевидно, так осуществляется всеобщее равенство в духе "Единой России".
Летают раз в неделю из Москвы в Тольятти мальчики и девочки, числящиеся топ-менеджерами ВАЗа, и получают за это огромные деньги, в том время как работяги вкалывают на конвейере и слушают сладкие речи премьера Путина о помощи ВАЗу. Последним надо брать пример с самарского губернатора Артякова, который в 2006 году, будучи президентом ВАЗа, за год заработал полтора миллиарда рублей. Это вдвое больше суммы, которую премьер Путин выделил на поддержку рабочих мест во время своего визита 30 марта на Волжский автозавод".

Пока независимый заводской профсоюз критикует власти и руководство АвтоВАЗа, официальный профсоюз участвует в акциях по поддержке отечественного автопрома. На тольяттинском интернет-форуме вазовцы в декабре прошлого года писали, как их заставили прийти на одну из "патриотических" акций: объявили по радиоточке о том, что в честь прихода зимы пройдет митинг, а всем участникам выдадут по сто граммов водки и премию. Вазовцы, понятно, пошли на акцию – а что им было делать в декабре, когда конвейер работал в полсмены? Уж лучше выпить водки и получить копейки за псевдомитинг в поддержку отечественных автопроизводителей, чем слоняться без дела.

Постоянные перебои с поставками комплектующих на Волжский автозавод и низкая зарплата рабочих сказываются на качестве вазовских автомобилей, на которые сегодня уже нет бешеного спроса, как в СССР, когда "Жигули" покупали даже с заводским браком. Сегодня ездить на отечественной машине просто опасно для жизни.

Впрочем, для руководства самарской области ВАЗ – любимое детище. Неудивительно, ведь губернатор господин Артяков сам до недавнего времени был президентом Волжского автозавода. Именно поэтому областные власти пытаются всеми силами вытянуть "на нужды" завода максимальное количество средств из федерального бюджета. И Кремль не может бросить предприятие, судя по тому, что 30 апреля премьер Путин пообещал погасить долг АвтоВАЗа в 44 миллиарда рублей, выделить на развитие завода 700 миллионов рублей и предоставить ему новые льготные кредиты.

По мнению правозащитника Александра Лашманкина, Волжский автозавод сегодня стал дойной коровой для Кремля. Губернатор Артяков, в отличие от бывшего главы региона Константина Титова, проводит в регионе политику Кремля. Титов хоть и слыл либералом, на самом деле был обычным конъюнктурщиком, сменившим десяток политических партий и движений ради личной выгоды. Всем известно, что правительство Титова состояло из исключительно лояльных ему людей. Заняв пост губернатора, Артяков разворошил "титовское гнездо", но для решения всех проблем региона этого оказалось недостаточно – помимо коррупции, набравшей обороты за время "правления" Титова, огромное количество хлопот по-прежнему доставляет Волжский автозавод. Предприятие, выпускающее неконкурентоспособные автомобили, не может быть прибыльным по определению. Путину, на мой взгляд, нужно было не раздавать кредиты ВАЗу, а обновить технологию производства, закупив современное оборудование.

Премьер, кроме всего прочего, попытался пиарить отечественный автопром, признавшись на встрече с рабочими ВАЗа, что купил себе "Ниву" тольяттинского производства и сейчас ее оформляет. Лукавил премьер: вряд ли он поедет на "Ниве" на работу в Кремль.

К слову, сами рабочие Волжского автозавода предпочитают ездить на подержанных японских машинах или на "Фордах". Потому что видят, как те, у кого вазовские машины, ремонтируют их ежемесячно. Тут есть только один плюс: рабочие ВАЗа могут сделать это практически бесплатно.