В России над начальством смеяться уже нельзя

На модерации Отложенный

Комиксы о Путине или Медведеве в России появиться не могут. Ровно так же, как невозможно представить себе куклу Ислама Каримова или Ильхама Алиева: при феодальном складе ума над начальством не смеются.

Американское издательство Devil's Due Publishing запускает серию комиксов «Барак-варвар». В ней Барак будет биться с Бушем Недалеким и Чей-Ни Мрачным, а также встретится с волшебницей Хилларией и ее мужем, проказливым полубогом по имени Билл. Будет в комиксе и Рыжая Сара – в очках, плаще из волчьей шкуры и бикини. Проект не разовый: после первой серии «Квест за сокровищем Стимулов» обещаны и продолжения.

В России пока ничего подобного не встречается. Хотя жаль: простор для фантазии у нас не меньше, чем в Америке. Даже если не брать трех богатырей, которые все-таки звезды еще времен монархии, интересно было бы представить Путина в облике, например, красноармейца Сухова (Медведев – Петруха). Или даже не стесняться глобализации и тоже взять сюжет о Конане-варваре: наш президент в достаточной степени мачо. Слиска или Матвиенко, конечно, вряд ли бы смотрелись эффектнее Пэйлин, но власть как будто чувствовала, набрав полную Думу хорошеньких девиц вроде Кабаевой.

Шутки шутками, но даже писать такое немного боязно. Всегда может найтись какой-нибудь наследник Угрюм-Бурчеева, который вступится за начальство: прецеденты бывали. В 90-е, правда, на российской поляне пробивались ростки политического нахальства, но и «Куклы», и Хрюн со Степаном из «Тушите свет» давно уже «затоптаны». И в общем это серьезная проблема: политика и популярная культура в России жестко сегрегированы, причем, за вычетом максимум пары десятков лет, ситуация не менялась от Рюрика и до Путина.

Для американца Обама – свой парень, и сделать про него комикс – нормально. Более того, это хороший маркетинговый ход. Маски Буша на Хэллоуин продавали уже давно, и даже пылкий Саркози не смог запретить продажу кукол вуду со своим лицом. Однако у нас чиновник – существо привилегированное, высшее и особенное, принадлежащее к отдельной касте. Не зря иконография Путина так ограничена: только официозные снимки и накачанный торс полубога, продемонстрированный на охоте с князем Монако.

Даже поцелуй в пузико мальчика Никиты в народной памяти толком не засел – слишком уж выбивается из канона.

Справедливости ради: у России нет копирайта на идеализацию власти. Например, на днях руководство Узбекистана не пустило в страну Бориса Акунина, опасаясь, со слов Акунина же, чтобы он не написал про страну (читай: про руководство) чего-нибудь неправильного. Узбекские дипломаты уже отыграли все назад, заверяя, что запрета и в помине не было, но осадок остался.

Тем более что не забыты еще битвы Казахстана с Боратом Сагдиевым.

Комикс о Путине или Исламе Каримове возникнуть не может, потому что при феодальном складе ума над начальством не смеются. «Феодальный» – сильное слово, но здесь речь о национальном мировоззрении, которое меняется гораздо медленнее, чем проходит урбанизация, растет промышленность или даже вводится демократия, от которой при таком взгляде на жизнь, правда, мало толку. Можно сказать и мягче: нерациональный склад ума, ведь в этом все дело – мы по-прежнему не привыкли рационально осмысливать власть. Однако привычка идет от тех самых времен, когда начальство было от Бога (Аллаха и проч.), а не от народа, так что от призрака феодализма все равно никуда не деться.

Сакрализация всегда предшествует рационализации. Сначала гром – это мужик на облаке, а потом появляется метеорология. Сначала Землю лепят за семь дней, а потом уже обнаруживаются следы Большого взрыва. Точно так же сначала правитель – помазанник Божий, а потом – наемный менеджер с большими полномочиями. В иронии над последним нет ничего плохого, но в первом случае это святотатство. Именно по такому ведомству, кстати, проходит отечественный политический анекдот: его культура у нас всегда процветала и не вымерла сейчас. Однако анекдот всегда был крамолой, для которой не находилось места в легальном пространстве. Посмотрим, конечно, что принесет кризис, но в Приморье КПРФ уже гоняют за плакат «Путлер капут», так что, скорее всего, ничего хорошего.

Дело не в заговоре власть имущих. Обожествление правителей – нормальный механизм поддержания порядка в достаточно бедных и неразвитых обществах. Борьба элит за гегемонию в таких условиях всегда происходит более злобно, чем в обеспеченных странах: что феодальные распри, что Хрущев против Берии – это не Обама vs. Маккейн. А публике, замученной борьбой за выживание, некогда рационализировать, кто из лидеров более компетентен: она уповает на чудо, так как больше уповать не на что. Да и бунтовать она склонна более жестко, чем французские профсоюзы, в связи с чем элита и не стремится давать ей вольность.

Это описание подходит к России, как бородинский хлеб к водке. Страна у нас бедная, бунт бессмысленный и беспощадный, а начальство всегда либо самодержец, либо гоголевский городничий. Однако пока это так – значит, в Новое время мы просто не вступили. Ине стоит говорить даже об управляемой демократии, пока АСТ и «Эксмо» не начнут издавать книжки про Путина, раздирающего пасть Медведеву, а Хрюн со Степаном не будут рецензировать их в своем телешоу на центральном канале.