ССВ нельзя начинать без Китая

На модерации Отложенный

Переговоры по разоружению между Соединенными Штатами и Россией должны включать Пекин.

В воскресенье российский президент заявил журналистам, что его страна близка к достижению соглашения с Соединенными Штатами о расширении эпохального договора о сокращении стратегических вооружений, более известного как ССВ-1, срок действия которого истек в начале декабря. Что бы вы ни думали о предложенном соглашении, в этой связи есть фундаментальная проблема - в сделке не участвует Китай.

Как говорят в Пекине, мы живем в многополюсном мире. Если это правда, то двусторонние соглашения о вооружениях устарели. Однако китайцы, когда речь заходит о сокращении вооружений, отказываются участвовать в игре, невзирая на то, что их считают державой, которая будет доминировать в этом столетии. Их позиция заключается в том, что они станут вести переговоры об ограничении своих стратегических вооружений лишь после того, как США и Россия на деле сократят свои.

Когда Вашингтон и Москва каждый имели десятки тысяч единиц ядерного оружия, а Китай -только десятки, эта позиция была разумной. Но ССВ-2 сократит американский и российский арсеналы настолько, что оружие Китая станет фактором, играющим роль в глобальном стратегическом балансе. Это станет особенно верным, если данное соглашение в конце концов ограничит вооружения еще более низкими пределами, которые названы русскими: 1500 боеголовок на боевом дежурстве и 500 пусковых установок для каждой стороны.

Насколько велик арсенал Китая? Пекин, жестко придерживаясь своей давней политики непрозрачности, этого не сообщает. Западные политики делали разные догадки, и их оценки сильно расходятся. Более старые оценки указывают число 400, хотя сейчас и сложилось общее мнение, что их значительно меньше. Весьма уважаемая Федерация американских ученых, например, считает, что Освободительная армия Китая имеет 240 ядерных боезарядов, из которых 180 имеют стратегическую природу.

Однако, вероятно, более низкие цифры сильно отличаются от реальности. Например, эти более низкие оценки не принимают во внимание возможность, что Китай снабдил свои относительно старые ракеты DF-5 несколькими боеголовками, на что Пентагон намекал в 2003 году. Если половина из китайских 30 или около того ракет DF-5 несут каждая от 7 до 10 уменьшенных в размере боеголовок, как считают некоторые аналитики, это дает от 105 до 150 боезарядов только для данного класса ракет.

Более того, относительно низкие оценки означали бы, что китайцы наращивали свои силы гораздо более медленными темпами, чем обычные силы. Но последнее время бросается в глаза вот что: Китай постоянно удивляет нас ростом своих военных возможностей. Как заметил в октябре прошлого года адмирал Роберт Уиллард, командующий тихоокеанской группой войск США: «За последнее десятилетие Китай каждый год превосходил большинство сделанных нашей разведкой прогнозов роста его военного потенциала».

Сколько бы боеголовок у китайцев ни было, в данный момент ясно, что они значительно увеличили за последние годы возможности своих ядерных ракет. В октябре прошлого года на массовом параде в честь национального праздника в Пекине Китай вывез напоказ баллистические ракеты Второго артиллерийского дивизиона, ключевой силы «стратегического сдерживания» этой страны.

Самая заметная черта этого оружия, которое официальные средства массовой информации характеризуют как «козырную карту» Китая, заключается в том, что эти ракеты размещены на мобильных пусковых установках, благодаря чему они смогут сохраниться в случае атаки против китайской территории. Это дает Пекину критически важную способность нанести второй ядерный удар - а это не только средство сдерживания, но также и искушение нанести первый удар по неядерному государству. Хотя китайские лидеры всегда утверждали, что придерживаются политики ненанесения первого удара, и обещали не запускать ядерное оружие против неядерных государств, но они - единственная страна в мировой истории, которая угрожала ядерным ударом против территории, которую считает своей собственной, а именно против неядерного Тайваня.

Характерно, что Народная Освободительная армия Китая не стала демонстрировать все свои новые ракеты в день национального праздника. Не были показаны ракеты JL-2, запускаемые с подводных лодок, и новая ракета наземного базирования, которая может нести более 10 боеголовок. Как указывает военный аналитик по делам Китая Ричард Фишер, эта последняя система вооружений потенциально дает Пекину возможность достичь паритета с Соединенными Штатами, особенно если президент Обама, сторонник полного разоружения, сократит американские боеголовки до широко обсуждаемого уровня в 1000 боеголовок.

Являются ли любые сокращения арсенала полезной идеей в такое время? На прошлой неделе министр обороны Роберт Гейтс сказал, что Вашингтон хотел бы проводить регулярные и всеобъемлющие дискуссии с Пекином по поводу его программы ядерных вооружений. Этот призыв прозвучал после того, как должностные лица США недавно встретились со своими китайскими коллегами для обсуждения стратегических вопросов. Представители Китая, как и в прошлом, жестко отклонили попытку США сделать это.

Подобный диалог с Китаем был бы весьма продуктивным и несомненно максимально пошел бы на пользу глобальной стабильности, заявил г-н Гейтс, отметив полезность обмена мнениями с Советским Союзом по поводу стратегических вооружений.

Итак, если китайцы не желают обсуждать с США свое ядерное оружие, то как же могут Соединенные Штаты подписать ССВ-2 с Россией? Ведь если у нас есть лишь самое отдаленное представление о размере и возможностях китайского арсенала, мы не знаем, сколько оружия нам действительно потребуется, чтобы предотвратить нападение на Америку и на наших союзников.

Глобальное сокращение ядерных боезапасов и пусковых установок, возможно, и полезная вещь, но нужно, чтобы в любой сделке участвовал Китай, по-видимому, обладающий третьими в мире запасами ядерного оружия и являющийся единственной важной державой, наращивающей свой арсенал. Так что давайте приостановим переговоры по ССВ, пока за стол не сядут все стороны. Тут замешаны уже не только Америка и Россия.

Г-н Чанг является автором книги под названием «Грядущий крах Китая».