Рейнджеры хутора Московский

На модерации Отложенный

Уличными перфомансами и флеш-мобами Москву не удивишь – столица давно привыкла к любому виду самовыражения граждан. Поэтому когда утром в минувший вторник у Белорусского вокзала появилось несколько немолодых, странно одетых людей в папахах и штанах с красными лампасами, прохожие решили, что это начало какого-то костюмированного спектакля. О том, что зрелище будет оригинальным, можно было догадаться по десяткам пишущих и снимающих журналистов. Но вскоре оказалось, что это вовсе не спектакль, а рейд "казачьего патруля" по охране правопорядка в центре Москвы. Тут-то казаки и получили от "благодарных граждан", что называется, по полной: их обозвали "ряжеными", "клоунами", посоветовали лучше наводить порядок в Кущевке и т.д.

Рейд продлился недолго. За это время экзотическая команда "правоохранителей" не только очистила пешеходный тоннель от женщин и старушек, торгующих грибами, колготками и кофточками с люрексом, но и разрекламировала, как смогла, свою акцию. Похожий на "паркетного" генерала казачий полковник Игорь Гуличев заявил журналистам, что в Юго-Восточном округе столицы казаки уже давно следят за порядком, теперь дошла очередь и до центра города. Правда, у "казачьих патрулей" нет ни полномочий, ни оружия, они не имеют права не только кого-то задерживать, но и делать замечания. Все это – прерогатива полиции, которая должна их сопровождать. На вопрос: "А где же сопровождающий вас полицейский?", полковник ответил, что "он был где-то, но затерялся", потому что "одет был в штатское".

Гуличев сравнил казаков с техасскими рейнджерами. Только к тем "государство повернулось лицом", выдав им оружие, технику и средства связи, а наши борются с нарушителями закона исключительно словом. Казаки за свою службу пока денег не просят (речь идет лишь о бесплатном проезде на общественном транспорте), но в будущем они надеются на хорошую зарплату.

Новость об "отечественных рейнджерах" у Белорусского вокзала стала почти сенсацией – о них сообщили все СМИ, включая телевидение. Но уже к вечеру выяснилось, что это широко разрекламированное мероприятие по всем параметрам было незаконным. В УВД Центрального округа никаких документов и обращений о совместном с казаками патрулировании не поступало. Городской штаб народной дружины никаких нарядов казаков не выделял. Со столичным Департаментом региональной безопасности никто ничего не согласовывал. Да и не имеют права дружинники, не говоря уже о самозваных "казачьих патрулях", контролировать торговцев и проверять правильность парковки автомобилей.

Председатель комитета по делам казачества Москвы Леонид Макуров заявил, что это просто "самодеятельная акция, которая является личной инициативой одного из казачьих атаманов". Вот так – прилетели, попугали народ, покрасовались перед телекамерами, а теперь выходит, что эта "акция устрашения" – лишь неудачная инициатива одного из атаманов. А этого атамана или полковника Гуличева как-то накажут за такую самодеятельность? Или хотя бы предупредят о том, чтобы впредь такие вылазки не повторялись?

Казаки обиделись и попытались прояснить ситуацию. По словам казачьего полковника, атамана РКО "Юго-Восток" Сергея Шишкина, акция была согласована между префектурами ЮВАО и ЦАО, и Макуров о ней прекрасно знал. "Казаки Центрального округа попросили нас помочь, поделиться опытом – мы и пришли", – заявил он в эфире радиостанции "Говорит Москва". Главная цель мероприятия все же была достигнута, считает заместитель Шишкина, войсковой старшина Вячеслав Душенко: "Раз даже один небольшой казачий отряд справился с задачей и попутно поднял столько шума в прессе, то человек триста казаков уж точно сумеют навести порядок в городе".

Безусловно, порядок – дело хорошее. Полиция никогда не может справиться с уличной преступностью, если сами граждане будут равнодушны к нарушителям. Но в данном случае мы имеем пример не гражданской активности, а поощрения беззакония: что это за параллельная власть появилась в административных округах Москвы?

Почему о патрулировании улиц (а это событие очень знаковое для современной России) договариваются между собой люди, называющие себя казаками, а чиновники и силовики ничего об этом не знают? Почему "казачьи патрули" берут на себя обязанности контролировать розничную торговлю и парковку?

Тот же Макуров сообщил, что казаки на улицы столицы все же выйдут, но не раньше февраля-марта 2013 года, когда закончится формирование казачьих спецотрядов в составе 19-тысячной Московской народной дружины. Сейчас идет набор в них – по 50 на каждый административный округ, а всего планируется набрать около 600 реестровых казаков. Кроме того, казаки начнут работать в органах городской власти в качестве советников на общественных началах, "чтобы консультировать глав управ и некоторых административных округов по разным вопросам".

Но выясняется, что только этим дело не ограничится. Казаков планируют бросить на самый ответственный участок – "выявлять несанкционированные митинги", хотя было бы полезнее, если бы они выявляли несанкционированные свалки мусора. Атаман Московского городского казачьего общества Виктор Заплатин поясняет, что казаки верны власти и не приемлют политических дискуссий. "Если, например, рядом со мной начнётся какой-то такой разговор, я попрошу его прекратить и обсуждать политические проблемы в другом месте", – говорит он.

Дальше – больше. В интервью "Московским новостям" атаман Центрального казачьего войска Валерий Налимов заявил, что казаки собираются патрулировать Москву, как они сейчас патрулируют города Кубани. Напомним: казачьи патрули в Краснодарском крае были созданы по указу губернатора Ткачева с целью обеспечения "пока еще существующего баланса между русскими и другими народами". На ежедневные дежурства эти казачьи дружины выходят не только вместе с полицией, но и представителями национальных диаспор. Налимов, судя по всему, пока еще не готов говорить о перспективах "поддержания межнационального мира" в столице с помощью казаков, но открыто на это намекает: "Отбирать в дружины будут четких, конкретных, православных людей".

Чем все это может закончиться, предположить нетрудно. Как справедливо заметил один из блогеров, "когда казаки начинают заниматься не своим делом (охраной рубежей государства), а начинают "пасти" народ, они превращаются в черносотенцев". Другой комментатор ехидно вопрошает: "А если мусульмане какие загранотряды организуют, они будут называться янычарами? На основании чего они будут действовать? Задерживать и арестовывать именем Аллаха?".

По данным переписи населения 2002 года в стране насчитывалось 140.028 казаков, 95,5 % из них находились в Южном федеральном округе. Перепись населения 2010 года показала, что казаков в России только 67.573 человека. Складывается впечатление, что все они теперь живут не на Кубани и в Ставрополье, а в Москве, ведь сегодня здесь действуют 80 казачьих организаций. Вся столица поделена ими на хутора – есть хутор Хорошево-Мневники, хутор Бабушкинский, хутор Нагорный и т.д. Нынче исполнился год казачьему факультету в Евразийском открытом институте: московские "хуторяне" считают, что у казаков должно быть и казачье образование.

Кажется, московские атаманы во власти совсем заигрались. В столичном ГУВД уже объясняли, что казаки, желающие принять участие в охране порядка на улицах, могут вступить в ряды полиции, благо там существует немало вакансий. Правда, им придется на общих основаниях пройти медкомиссию, сдать зачеты по физподготовке и освоить базовый курс обучения. Тогда они на законных основаниях смогут стать рейнджерами, то есть полицейскими. Но казачьи полковники этот добрый совет не слышат, а столичные власти делают вид, что ничего особенного не происходит.