"Патриарх призывает не повторить ошибок СССР"

На модерации Отложенный

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал распад СССР крушением исторической России. Высказывание предстоятеля РПЦ комментирует главный редактор журнала «Политический класс», известный публицист и политолог Виталий Третьяков.

– Оценки советской истории в целом и факта распада СССР со стороны и официального руководства государства, и Русской Православной Церкви всегда колебались. Иногда они были прямо противоположными.

Одни и те же лица о каких-то событиях, происходивших в советский период российской истории, говорят позитивно, а о других – негативно.

В общем-то, никогда не были сформулированы на официальном уровне – что государственном, что церковном – однозначные (пусть многоплановые) оценки истории СССР от её начала до финала.

Это связано со многими причинами. Прежде всего, со сложностями того времени, его многообразием и разнообразием. А также с тем, что исключительно позитивные или негативные оценки не могут доминировать.

Возьмём церковную позицию. Были прямые репрессии против церкви вообще и против священнослужителей. Репрессии в самом жёстком виде – это расстрелы в 20–30-е годы. В менее жёстком – закрытие едва ли даже ещё не большего числа православных храмов в хрущёвский период. Понятно, церковь не может относиться к этому позитивно.

С другой стороны, есть события советского времени, которые церковь не может не оценивать положительно. Именно при Сталине произошло окончательное восстановление патриаршества. Были и другие позитивные, важные для РПЦ действия властей.

Так же и современные светские политики не могут оценивать однозначно положительно или отрицательно советский период российской истории.

Владимир Путин однажды был подвергнут жесточайшей критике на Западе и среди российских либералов (и не только либералов) за то, что оценил распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу XX века.

Что имел в виду Путин? Есть разные трактовки этого события. Одни говорят, что он так оценил распад страны и жертвы, которые были при этом принесены. Другие говорят: нет, он имел в виду крах советской коммунистической цивилизации, и совершенно невозможно, чтобы он оценивал это как катастрофу, наоборот – благо, что так случилось.

Сам Путин свои слова не расшифровывал.

Сейчас приближается 20-летие распада СССР, и естественно, вся эта тематика актуализировалась.

Боле того, актуализировалась она ещё и потому, что принято окончательное решение о создании экономического (специально делается эта оговорка) Евразийского союза, куда входят на первых порах три бывшие республики СССР – Россия, Белоруссия и Казахстан (а это уже 89% территории бывшего Советского Союза).  

Одни этому обрадовались, другие испугались, что восстанавливается СССР.

Соответственно, в устах ли официальных руководителей нашего государства, в устах ли предстоятеля Русской православной церкви Патриарха Кирилла неизбежно должны были прозвучать оценки того, что произошло 20 лет назад.

Это наше актуальное прошлое в связи с юбилеем и актуальное будущее в связи с подписанием документов о создании Евразийского союза (в пятницу оно должно случиться – три президента поставят свои подписи).

Отбросим идеологию и взглянем на историю русского государства.

Какими бы ни были режимы – монархическим, республиканским (назовём так тот, что был с февраля до ноября 1917-го, хотя он формально и далее был республиканским), коммунистическим или нынешним – они приходят и уходят. Советский Союз, за некоторыми исключениями, фактически совпадал с территорией Российской империи.

Многие утверждают, что СССР был её прямым преемником.

(Я считаю: это одно и то же государство, просто политические режимы менялись.)

На территории Российской империи Русская православная церковь – с Патриархом или без, не важно – это был главный религиозный институт.

Православие было в России главной конфессией. Фактически это была официальная религия.

И складывание российского государства до его размеров к 1917 году шло как государства православного. С учётом того, что в него вошли католическая Польша и южные исламские территории.

И Русская православная церковь рассматривала – это многократно Патриарх повторял в разных своих выступлениях – территорию Российской империи как свою каноническую территорию. Не важно, что в 1991-м государство распалось; оно распалось и в 17-м году, но опять собралось.

Это сохраняется и сейчас фактически. И в Белоруссии, в значительной степени на Украине, хотя кто-то это оспаривает и пытается создать православные церкви, которые не зависят абсолютно от Московского патриархата.

Патриарх называет эту территорию «Русским миром». (Разделяя эту точку зрения, я её называю Большой Россией, или Великой Россией. Большая и Великая здесь как синонимы.)

Я тоже считаю, что территория бывшей Российской империи – каноническая территория Русской православной церкви, а она один из государствообразующих институтов русского государства, Российской империи и даже Советского Союза (он был атеистическим, но церковь не уничтожили, были верующие, священнослужители, храмы, епархии).

Всё это восстановили в конце 80-х годов. И особенно сейчас.

Под названием ли «СССР», или «Российская империя», или под любым другим, территория нашей гигантской страны, с точек зрения церковной, светской, политической, цивилизационной – воспринимается людьми (которые по другим вопросам не сходятся) как нечто единое.

Когда Патриарх Московский и всея Руси сожалеет о распаде СССР, он сожалеет не о ликвидации коммунистической партии, не о распаде атеистического коммунистического режима, который в одни периоды сотрудничал с РПЦ, но в другие – жёстко её репрессировал. Он сожалеет о том, что распалась каноническая, единая, объединённая не только церковными узами и традициями, но и политически, территория, где проживают православные.

Более того, распалась так, что возникли государственные границы между разными частями паствы РПЦ. Большая часть живёт в Российской Федерации, а меньшая – за её пределами. Например, на Украине, где есть люди, которые хотят оторвать эту паству от Русской православной церкви. И весьма целеустремлённо в этом направлении работают.

Вот в каком смысле, естественно, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сожалеет о том, что произошло в 91-м году.

И предупреждает, что и Евразийский экономический союз – а может, он перерастёт во что-то другое – не должен повторить ошибок Советского Союза. Чтобы однажды через некоторое время вновь не произошёл бы подобный распад.

Поскольку с образованием Евразийского Союза, пусть менее формально, чем в советский период или Российской Империи, но опять объединяются части канонической территории РПЦ. Это Россия, Белоруссия и Казахстан, где тоже, особенно на севере, очень много православных граждан.

 Несмотря на идеологические и иные разногласия в оценках советского периода во всех его аспектах, по вопросу преемственности русской государственности, территории, где эта государственность и русская цивилизация распространялись (вне зависимости, какой режим на тот или иной момент царил) мнения светского политика Владимира Путина и первоиерарха Русской православной церкви Патриарха Кирилла совпадают.