Инородный промысел

На модерации Отложенный

Гжельские узоры, нарисованные в подполье. Народный промысел, всегда считавшийся достоянием национальной культуры, задыхается под волной некачественных подделок. Сувениры производят в огромных количествах. Они - на рынках, в переходах, вдоль трасс, но качественных образцов там почти нет.

От Москвы - 60 километров. Село Гжель можно узнать издалека. На подступах вдоль дороги - многочисленные магазинчики и лотки с сувенирами. Ассортимент иногда очень странный: женские ноги с крышкой, упитанная Мадонна с младенцем. Цвета традиционные, исполнение - оригинальное. Гжель здесь расписывают на четырёх заводах и почти в каждом гараже. Поэтому продукция разная и по цене, и по качеству.

"Строят во дворе, в доме - печка электрическая, а обжиг должен быть только газовый. Иначе глазурь не получается такая, как стекло", - поясняет продавец сувенирной продукции.

Производство сувениров из искусства превратилось в бизнес. Поэтому зачастую отливают посуду и статуэтки люди, которые раньше вообще не имели к промыслу никакого отношения. Марку держат только немногочисленные художники, но и они признают - из чего лепят всё то, что продаётся вдоль трасс, не известно.

"Самой глины в Гжели давно нет. Я не знаю, когда она закончилась, в какие годы. Она идёт, по-моему, откуда-то с Украины", - говорит мастер.

На старейшем в Гжеле заводе технологи осматривают каждую тарелку.

Если есть даже мельчайшая трещина, изделие тут же отбраковывается. Строгий регламент, придуманный ещё в средние века, здесь соблюдают и сегодня.

Рождение абсолютно всех изделий начинается в этом цехе. Здесь происходит отливка. Жидкий фарфор в гипсовые формы. А потом, через полтора-два часа, из них достают, к примеру, вот таких симпатичных медведей.

Но главное - это, конечно, знаменитая роспись. Два-три касания кистью - и на тарелке появляется цветок. Это не конвейер. Каждый узор, пусть даже и скопированный с образца, всё равно сделан рукой автора. В отличие от дешёвых, наскоро слепленных подделок.

Мы показали гжельским мастерам несколько сине-белых игрушек, купленных в московских переходах и на лотках вдоль трасс. Художники сразу же обратили внимание на желтоватый фарфор. Это значит, он недостаточно пропёкся в печи. Роспись же вообще не выдерживает критики.

"Такая мультяшечная тема, конъюнктурная такая, нужно срочно выполнить сувенирную группу. Вот они и сделали по быстрому, довольно аляповато всё это выглядит", - рассказывает Сергей Симонов, главный художник ЗАО "Объединение Гжель".

Волна подделок уничтожает промысел. Заводы разоряются. Мастера уходят. Если так пойдет и дальше, лет через пять настоящую гжель можно будет увидеть только в музее.