Белорусская власть навязывает обществу комплекс вины

Похоже, театр абсурда, проявивший себя во всей красе еще в конце прошлого года, продолжается в Белоруссии и поныне. Чиновники продолжают в упор не замечать проблем экономики, простой народ готовится к зиме, а президент впадает в некий политический транс, не позволяющий трезво оценивать все, что ему подсовывает окружение.

На этом фоне в стране все более ярко проявляется новая система общественно-политических отношений, основу которых составляет новое мышление высшей номенклатуры, инертность белорусского электората, а также отсутствие абсолютно у всех политических сил республики четкого видения дальнейшего развития общества.

Нынешняя политическая элита республики, находящаяся у власти благодаря проявлению своей преданности режиму, вследствие страха перед главой государства, определенной ограниченности мышления и ориентации на набивание собственных карманов, в сложившейся обстановке открывает для себя новые возможности продлить агонию белорусской социально-экономической модели. Одним из таких инструментов чиновники избрали метод постоянного отвлечения простого народа от насущных проблем путем создания различного рода раздражителей, несвязанных с экономикой и финансами. При этом появляющиеся один за другим проекты номенклатуры, попадают либо намеренно в информационное пространство, либо "по страшному секрету со слов высокопоставленного чиновника" в информагентства оппозиции. И если с официальными каналами государственной идеологии все более или менее понятно - они выполняют заказ руководства страны, то вопрос участия в раздуваемом информационном безумии оппозиции простому обывателю не виден.

Например, недавнее известие о том, что глава государства заинтересовался расширением деятельности территориальной обороны. Если бы не истерия, раздутая оппозиционными СМИ, это событие прошло бы мимо внимания белорусского общества, оставшись на периферии кризиса в стране. Но нет. Произошло именно то, на что рассчитывало государство - вместо обсуждения вопросов экономического развития государства, граждане по инициативе оппозиции переключились на шум вокруг недавних заявлений главы государства. Напомним, в начале ноября нынешнего года во время проверки организации работы штаба зоны территориальной обороны в Минске в рамках посещения командно-штабного учения Александр Лукашенко заявил о практическом завершении "нового вида вооруженного сопротивления": "Мы создали территориальные войска, это дешевле, чем иметь профессиональную армию. Мы будем готовить наших людей. Через год это будут идеальные войска". В дополнение к этому белорусский президент присвоил воинское звание генерал-майор запаса мэру Минска, а также губернаторам областей как руководителям советов обороны соответствующих регионов (в прессе им дали прозвище генерал-губернаторов).

И прошло бы это событие, не затронув умы простых граждан, если бы не стремление оппозиции заработать на нем немного бонусов, на что, в принципе, и рассчитывали государственные политтехнологи. Например, бывший министр обороны Белоруссии генерал Павел Козловский заявил, что при всей своей необходимости территориальная оборона будет, скорее всего, использована для подавления народных волнений в связи с повышением цен. Политолог Валерий Карбалевич и ряд других политических обозревателей от оппозиции сопоставили присвоение генеральских званий председателям облисполкомов и Минского горисполкома с расширением полномочий КГБ и созданием Следственного комитета и, как следствие, усилением авторитарного режима, который пойдет на все, чтобы не допустить своего падения.

Подобное отношение оппонентов белорусского президента к его последним поступкам не вызывает ничего кроме грустной улыбки, так как никто из них, похоже, так и не способен принять того факта, что государство использует их в собственных целях, умело манипулируя общественным сознанием. Тот же вопрос о формировании территориальной обороны возник не сегодня и даже не пять лет назад. Подобные войска, которые, к слову, существуют и в соседних с Белоруссией странах, начали формироваться еще в 2001 году, когда вся страна была поделена на районы и зоны территориальной обороны по административному принципу, а их начальниками стали считаться губернаторы областей. Ни для кого не было секретом, что в республике ежегодно проводятся учения с территориальными войсками, в ходе которых отрабатываются вопросы мобилизации приписного состава, организации охраны и обороны важных государственных объектов, борьбы с незаконными вооруженными формированиями, а также особые способы и приемы ведения партизанской войны. До сего года те, которых называют в народе "партизанами", и которые на сборах зачастую ничего особого не делают, а лишь потребляют спиртное в полевых условиях, никого не интересовали. Но сегодня им было решено отвести чуть ли не главную роль в будущем подавлении массовых волнений.

На наш взгляд, это на самом деле не более чем миф, упорно раздуваемый оппозицией: сложно представить, что 120-150 тысяч человек (столько приблизительно числится в данных войсках), которые уже давно живут гражданской жизнью, по первому зову президента бросят свои семьи и начнут разгонять демонстрации, стреляя в своих же друзей и родных. Попытки же подтолкнуть граждан к деятельности путем запугивания будущим развитием событий может сыграть с оппозицией злую шутку - люди станут еще более замкнутыми и инертными, окончательно отказавшись сотрудничать с противниками власти. Присвоение же руководству гражданской администрации военных званий должно волновать не простых граждан, а именно самих руководителей областных исполкомов, так как с этого момента у президента, как главнокомандующего, появилась реальная возможность в определенных условиях предавать их не гражданскому суду, а военному трибуналу.

Подобных событий в Белоруссии за последние месяцы было несколько: создание Следственного комитета, изменение закона об общественных организациях, недавно внесенные Лукашенко на рассмотрение в парламент поправки в закон "О борьбе с коррупцией" (служба в непосредственной подчиненности родственников теперь не считается серьезным коррупционным проявлением) и т.п. Однако следует понимать, что в стране, где долгие годы открытая и понятная всем нормативно-правовая модель подменяется всевластием высших госчиновников и силовых структур, подобные изменения не приведут к какому-либо серьезному изменению ситуации, лишь зафиксировав уже сложившуюся систему взаимоотношений между государством и обществом. На сегодняшний день подобная активность руководителей Белоруссии, на наш взгляд, должна увязываться лишь с попыткой окончательно дезориентировать общественное сознание в преддверии серьезных социально-экономических потрясений.

Социально-политическая инертность белорусского общества, похоже, готова перейти в новую для себя фазу виктимности. Сегодня государственные идеологи и, в первую очередь, президент, с поразительным усердием доказывают простому населению, что именно оно повинно в происходящем в стране: от выбора социально-ориентированной модели в 1990-х годах, до вывоза валюты за пределы страны в 2011 году. Подобная политика, как это ни печально, приносит свои плоды. Уже сегодня среди белорусов утвердилось стойкое мнение о том, что чтобы они не делали, будет только хуже, и поэтому не стоит вмешиваться в государственные дела, предоставив возможность президенту, премьер-министру или кому-то еще возможность самостоятельно решать, какие меры по выходу из кризиса стоит принять.

Потому белорусское общество практически никак не отреагировало на 300-х процентную девальвацию, практически трехразовое повышение цен на все виды товаров и услуг (исключение пока составляют услуги ЖКХ и транспортников), усиление контроля за трудовой дисциплиной (в случае недовольства работник может быть уволен практически без объяснений), сокращение фактических доходов и т.п. Белорусы в массе своей, конечно, недовольны происходящим, так как за последнее десятилетие они привыкли жить за широкой спиной государства, решавшего, пускай даже и из популистских соображений, все насущные проблемы простых граждан. Однако в социальной среде протестные настроения, как правило, проявляются на уровне межличностного общения: пожаловались друг другу на плохую жизнь, покритиковали правительство и президента и разошлись по своим делам с чувством выполненного перед обществом долга.

Еще более ярким примером может служить тот факт, что даже самая, казалось бы, активная прослойка общества - предприниматели, абсолютно не желают участвовать в политической жизни страны. Так, по итогам соцопроса, проведенного социологическим центром "Зеркало-Инфо" в октябре нынешнего года, оказалось, что абсолютное большинство белорусских бизнесменов (около 80%) не желают при нынешних условиях заниматься политической, общественной или благотворительной деятельностью. Что уж говорить о тех, кто ежедневно ходит на работу и получает жалование от государства.

Подобная позиция белорусского электората прекрасно укладывается в создаваемую сегодня модель управления государством, отправной точкой которой является понимание того, что с белорусским народом теперь можно делать абсолютно все, что угодно: грабить, унижать, обманывать, третировать и т.д. - революции не будет. Это неутешительно звучит, но приходится признать, что настрой белорусского общества в ближайшем будущем, по всей видимости, не изменится и продолжит сохранять свою инертность под пристальным взглядом чиновников, постепенно разворовывающих страну. Простой человек и дальше будет ощущать свою вину за происходящее, которую ему навязывают не только государственные, но и оппозиционные политики, кричащие о неправильности выбора народа в середине 1990-х годов. Подобное двойное давление, если не произойдет каких-либо форс-мажорных обстоятельств в стране, на наш взгляд, окончательно законсервирует сложившиеся в республике социально-политические отношения, так необходимые нынешнему режиму.

Помимо всего вышеперечисленного, в Белоруссии в настоящее время нет ни одной политической силы, которая могла бы предложить четкий и выверенный путь выхода из сложившейся ситуации с целью дальнейшего развития страны. Суть данной проблемы заключается не столько в невозможности предугадать будущее развитие событий, сколько в стремлении, как государства, так и оппозиции максимально возможно сохранить существующую систему материально-духовных и политических ценностей белорусского общества, во главе угла которых лежит покорность и легкая управляемость. Как государство, так и оппозиция не видят необходимости менять мироощущение простых белорусов, стремясь продолжить существующую уже не одно десятилетие систему управление общественным сознанием. Все слова о демократии, свободе выбора и т.п. - не более чем идеологическая мишура, за которой скрывается самое главное - белорусам нужен поводырь, который проведет их к светлому будущему.

По сути все, что сегодня предлагает белорусская оппозиция - это смещение со своего поста Лукашенко, руководствуясь принципом Наполеона: "Сначала нужно ввязаться в бой, а там будет видно!". Ничего более конкретного, к сожалению, от оппонентов власти слышать не приходится. Со своей стороны государство не видит необходимым проводить какие-либо кардинальные изменения в уже существующей социально-экономической и политической системах, которые в той или иной мере устраивают большинство белорусов. В итоге складывается весьма парадоксальная ситуация - все понимают, что нужно что-то делать, но ничего не делают, предпочитая жить одним днем и настраивая на это все белорусское общество. Печально то, что белорусы, похоже, принимают подобную модель отношения к жизни - "Нам бы только ночь простоять, да день продержаться", а интерес к будущему постепенно заменяется каждодневными заботами о выживании.

Формирующаяся в настоящее время в Белоруссии модель общественно-политических отношений, на первый взгляд, практически не отличается от существовавшей ранее: сильная государственная власть и слабая оппозиция, отсутствие у простых граждан инициативы и надежда на государство, бесконечная толерантность и местечковое мышление, неразвитость гражданских институтов и чиновничий произвол, коррупция и взяточничество - вот лишь неполный список ее основных черт. Однако, финансово-экономический кризис, грозящий уже в следующем году перерасти в катастрофу (8 ноября министерство экономики РБ спрогнозировало девальвацию белорусского рубля в 2012 году еще практически в 3 раза - до 22000 за один доллар США), спровоцировал не столько консервацию, сколько поиск новых форм ее дальнейшего существования. Теперь за основу берутся не потребности граждан, а интересы государства, которые, как известно, редко совпадают с интересами народа и преследуют единственно важную для госаппарата цель - укрепление своей власти. В такой модели простому белорусу будет отведена незавидная роль исполнителя чужой воли при сохранении возможности самостоятельного поиска средств к существованию. И, похоже, белорусский социум уже готов воспринять навязываемые ему условия игры.

Источник: http://www.imperiya.by/authorsanalytics19-10988.html

4
709
0