Америка начинает государственное строительство

Миллиард долларов от федерального правительства: такие деньги многое могли бы сделать для оживления ветшающей инфраструктуры страны. Они могли бы обеспечить жильё или лучшее качество воды и систем канализации. Они могли бы улучшить транспортную сеть или развитие городского портового района. Они могли бы обеспечить рабочие места для местных жителей. Они могли сделать любое из перечисленного или всё вместе. И по существу сделали. Только не в Соединённых Штатах, а на Ближнем Востоке.

В 2012 году Пентагон выделил на контракты 667.2 миллиона долларов, и более 1 миллиарда долларов во время первого срока Барака Обамы, на строительные проекты в автократичных по большей части странах Ближнего Востока – по данным, предоставленным TomDispatch службой инженерных войск США на Ближнем Востоке (USACE-MED). Более 178 миллионов долларов финансирования на те же цели уже запланировано на 2013 год. Эти контракты представляют собой смешанные проекты, в которые входит расширение и обновление военных баз, используемых США в этом регионе, строительство сооружений для местных сил безопасности и запуск инфраструктурных проектов, направленных на улучшение жизни местного населения.

Цифры говорят сами за себя, но эти данные далеко не полны. Например, они не учитывают затраты миллиардов на содержание более 1000 баз – американских и коалиционных, – блокпостов и других объектов в Афганистане, а также ещё нескольких тысяч баз, управляемых местными военными. Они не учитывают строительные проекты, реализуемые в регионе другими военными службами США, например ВВС, и затраты на неисчислимое количество баз на Ближнем Востоке, к которым инженерные войска «не имеют отношения» – по словам Джоан Киблер, главы отдела по связям с общественностью ближневосточного департамента.

Сколько подобных проектов покрыто густой пеленой секретности – неизвестно; ЦЕНТРКОМ США отказывается назвать или даже сообщить точное число всех баз США в регионе. Официально ЦЕНТРКОМ признает наличие лишь 10 баз в зоне своих действий вне Афганистана, хотя там их более двух десятков – по словам официального сотрудника ЦЕНТРКОМА, общавшегося с TomDispatch на условиях анонимности. Сколько их на самом деле, и где именно в регионе США ведут строительные работы – продолжает сохраняться в тайне. Но данные инженерного корпуса, другие официальные документы и доступная общественности информация по контрактам даёт возможность оценить базовый уровень постоянного присутствия Пентагона на Большом Ближнем Востоке, а также то, какие страны становятся всё более тесными союзниками.

Строительство государства: публичные разговоры, тайная деятельность

В последние дни президентской кампании президент Обама постоянно уверял американцев, что пришло время собирать плоды мира, поскольку войны Америки сходят на нет. Построение государства дома должно, как он настаивал, стоять в программе: «Что мы теперь можем сделать, так это освободить некоторые ресурсы, например, вернуть американцев, особенно наших ветеранов, на работу, восстанавливать наши дороги, наши мосты».

Оставив в стороне то, как непродуманны или даже откровенно провальны были проекты Вашингтона по построению государства в Ираке и Афганистане за последнее десятилетие, предложение президента о восстановлении дорог, обновлении мостов и модифицировании системы электроснабжения страны звучит в высшей степени разумно. В конце концов, американское общество инженеров-строителей (ASCE) оценивает американскую инфраструктуру уровнем “D”. Если фоне действующих стимулирующих пакетов в $800 миллиардов, $1 миллиард кажется на первый взгляд пустяком, то спросите мэров Детройтаt, Белмара, Нью-Джерси , да даже Нью-Йорк Сити, что означали бы такие деньги для их муниципалитетов. По данным ASCE, Америке может потребоваться $2.2 триллиона на восстановление и поддержание инфраструктуры, а $1 миллиард мог бы радикально изменить судьбу многих городов.

Вместо этого, деньги текут рекой на богатый нефтью Ближний Восток. Большинству американцев не известно, что тысячи сотрудников Госдепартамента, военные советники и наёмные подрядчики остаются на нескольких больших гражданских базах в Ираке, где идёт процесс «построения государства», сотни миллионов долларов налогоплательщиков утекают в военные проекты строительства в автократиях Персидского Залива, вроде Бахрейна и Катара, а Пентагон расширяет строительные программы в Центральной Азии. И всё это – в дополнение к многосторонним проектам, что идёт вразрез с президентской риторикой. (Белый Дом не ответил на неоднократные просьбы TomDispatch это прокомментировать).

Укрепление власти ВВС в Катаре

Крошечный, богатый нефтью эмират Катар во время президентства Обамы стал замечательной площадкой для строительного бума Пентагона на Ближнем Востоке. Существенный процент катарского населения составляют рабочие-мигранты, которые по данным Human Rights Watch, «подвергаются эксплуатации и надругательствам», причем «принудительный труд и торговля запрещённым товаром остаются серьёзными проблемами». Государство даже получило понижение в рейтинге («не свободная страна») от правозащитной организации «Freedom House», финансируемой Госдепартаментом США. И всё же между 2009 и 2012 годами США закачали почти $400 миллионов в проекты Пентагона в этой стране, в том числе на казармы для военных, склады обмундирования, центы связи, тренировочные сооружения, оперативный центр ВВС, авиационно-техническую базу, авиаремонтную мастерскую, склады и авторемонтную мастерскую – согласно списку, предоставленному USACE.

Администрация Обамы продолжила наращивать силы в этой стране, – процесс, который ускорился после 9/11. В сентябре 2001 года ВВС США начали действовать с базы в Катаре Аль-Удейд. К 2002 году у США там имелись танки, бронемашины, десятки складов, компьютерное оборудование и оборудование связи, а также тысячи солдат на базе и вокруг неё. На следующий год США перевели свой основной региональный центр ВВС в Саудовскую Аравию и в Аль-Удейд. С тех пор база служит основным командным центром и логистическим узлом для региональных операций США, в том числе в ходе военных действий в Ираке и Афганистане.

Судя по данным, предоставленным USACE TomDispatch, в 2013 году ожидается по меньшей мере 10 контрактов на строительство в Аль-Удейд, стоимостью почти $87 миллионов. При изучении официальных документов правительства США обнаруживается масса запланированных проектов, в том числе создание топливной лаборатории, криогенных установок, нового центра для отдела специальных расследований ВВС, служб обеспечения воздушной обороны, дополнительных парковочных мест для бензозаправщиков, новых дорог и лаборатории с оборудованием для точных измерений, где техники будут калибровать сложные механизмы, используемые в транспортных средствах и при обслуживании средств вооружения.

Строительство береговой линии в Бахрейне

Несмотря на жестокое подавление протестующих, выступавших за демократию в 2011 году, что продолжается и по сей день, богатое нефтью королевство Бахрейн (тоже «несвободное» по оценке Freedom House – главный союзник США. В самом деле, за прошлый год USACE раздала контрактов на строительство в этой стране стоимостью более $232 миллиона, это самая крупная сумма, выделенная для какого-либо из государств за все годы президентства Обамы. С 2009 года Бахрейн получил почти $326 миллиона контрактов от USACE.

В 2012 году ВМФ США запустили мега-проект по строительству на 70 акрах береговой линии в порту Мина Салман. Проект планируется завершить в 2015 году, а сам комплекс должен включать новые портовые сооружения, казармы для военных, административные здания, столовые и центр отдыха, помимо прочих удовольствий. Общая стоимость – $580 миллионов.

В сентябре USACE заключила контракт стоимостью $15 миллионов на расширение завода по очистке воды и строительство хранилища с климат-контролем, а также здания насосной станции для оросительной системы, помимо других сооружений в том же Мина Салман. Тогда же USACE передала контракт стоимостью $42 миллиона на многоэтажное здание с «квартирами для холостяков» в столице, Манаме. В нём будет как минимум 241 квартира с двумя спальнями для персонала ВФМ, административные офисы, прачечные, гостиные и комнаты многоцелевого использования.

Перелёт в Оман

В феврале и марте 2011 года протесты с требованием политических реформ в Омане привели к репрессиям и убийствам протестующих, осуществлённых силами национальной безопасности. Несмотря на отмеченные ограничения свободы слова и свободы прессы, этот султанат (тоже в списке «несвободных» по Freedom House) стал любимым плацдармом военной экспансии в годы Обамы.

Между 2009 и 2012 USACE передала там контрактов на строительство стоимостью $144 миллиона, причём более половины – за прошедшие полгода.

В 1930-е годы Британские Королевские ВВС действовали с аэродрома на острове Мазирах в Омане. Сегодня Мазирах используют США, USACE ведёт строительство и там, и базах ВВС Тамрейт и Аль Мусаннах, в этой же стране.
Не-выход из Ирака

Данные по контрактам USACE не включают в себя контракты на строительство в Ираке до августа 2011 года. Спустя 15 месяцев, по предоставленной этой службой информации, она передала контракты на $113 миллионов по проектам Госдепартамента, связанным с построением государства – это, например, строительство завода по очистке воды в городе Фаллуджа и здания суда в Русафе.

Иракское правительство платит USACE за реализацию этих проектов, чтобы укрепить свою обороноспособность – по словам Джоан Киблер из департамента Ближнего Востока. Сюда входит контртеррористический центр, состоящий из здания штаб-квартиры, казарм, склада и электростанции в восточной части Багдада, военный тренировочный комплекс в Аль Харсия, училище контрразведки в Таджи, административные здания, охранные сооружения и столовые на базах ВВС в Хоке и Тикрите.

В разгар американской оккупации Ирака там было 505 баз США, от небольших блокпостов до мега-баз ВВС. Некоторые из них были дочиста разграблены иракцами, другие стали городами-призраками, а одна – Кэмп Букка – превращена в отель. Из по-прежнему действующих и сегодня сооружений Госдепартамента США, самое замечательное – посольство США в Багдаде. В начале этого года Washington Post сообщала, что Госдеп планировал потратить до $115 миллионов на обновление огромного комплекса посольства, которое уже называют «самым большим и дорогостоящим в мире».

Опубликованные в прошлом месяце документы Госдепартамента, изученные TomDispatch, предлагают вниманию краткий перечень гражданских «баз», ныне сохраняющихся в Ираке. Посольство в Багдаде в «международной зоне» состоит из двух структур, Кэмп Кондор и Канцелярии, плюс вертолётная площадка. При наличии двух столовых, двух спортзалов, двух пожарных станций, большого здания почты, телефонной станции и жилья для сотрудников, комплекс сейчас вмещает около 3600 человек персонала.

Ещё 1250 человек в настоящее время размещаются в Багдадском Центре дипломатической поддержки, недалеко от международного аэропорта Багдада. Это место примечательно госпиталем, большой столовой, пожарной станцией, почтой, жильём для сотрудников и крематорием для медицинских отходов. На юге страны, в Басре, у США два объекта: генеральное консульство в Басре и Оперативный центр ВВС. Этот двойной комплекс может похвастаться аэродромом, госпиталем, полностью оснащённым центром восстановления со спортзалом и кондитерской, большой прачечной, столовой значительных размеров, складом и другими складскими помещениями, а также жильём для служащих. Есть даже автобусное сообщение. Там размещается около 1000 человек.

Ещё около 1000 человек расквартированы в Центре дипломатической поддержки Эрбила и оперативном центре ВВС на севере страны. Кроме аэродрома, там есть жильё, главная столовая, закусочная и буфет, прачечные, грузовые склады, склады для горючего и пожарная станция. По данным ЦЕНТРКОМА, персонал Управления по сотрудничеству с Ираком в области безопасности – военные советники, работающие с вооружёнными силами этой страны – размещаются, кроме того, на базе ВМФ Умм Квазар на юге страны, в Национальном базовом логистическом центре в Таджи к северу от Багдада и многофункциональном тренировочном центре вблизи Бесмая.

На данный момент Инженерные войска в основном закончили работать на американских гражданских базах в Ираке. «Всё, что мы делаем для Госдепартамента на данном этапе, можно пересчитать по пальцам», – заявила Киблер TomDispatch. Если Госдепартамент теперь несёт ответственность за строительный бум в сооружении посольского комплекса, то Инженерные войска продолжают вести проекты построения государства для иракцев, чем они занимались с 2004 по 2011 год, причём в 2013 году добавятся ещё четыре контракта стоимостью $2.3 миллиона.
Как, опора, – это мы?

В годы Обамы ближневосточное подразделение службы инженерных войск на распределила контракты на строительство в Пакистане ($1.1 миллиона), Иордании ($4,7 миллиона), Саудовской Аравии ($5,3 миллиона), Объединённых Арабских Эмиратах ($6,6 миллиона), Кувейте ($33,7 миллиона) и Киргизии ($58,2 миллиона). Кроме того, запланировано распределить ещё на $5.9 миллиона строительных контрактов в Кувейте в 2013 году, причём, судя по документации, ВВС планируют в ближайшем будущем соорудить два резервуара для хранения воды, на 20 000 галлонов каждый, на базе ВВС в Али Аль Салем. Служба инженерных войск не сообщает о контрактах в ОАЭ в 2013 году, но изученные TomDispatch документы дают основания полагать, что военные планируют создать новые арсеналы на базе Аль Минад.

На вопрос о причинах увеличения финансирования работ в Омане, Катаре и Бахрейне – общие затраты в 2011 и 2012 гг. выросли с $2.4 миллионов до $91 миллиона, с $41.7 миллионов до $203.4 миллиона, и с нуля до $232.4 миллиона, соответственно, – ЦЕНТРКОМ преуменьшает их значимость. Это огромное увеличение затрат на строительство, как заявил пресс-секретарь командования Оскар Сеара, представлял собой всего лишь прошлые заявки на финансирование, проходившие через Пентагоновские инстанции: «Это не показатель перемены точки опоры или стратегического сдвига».

Бывшие советские «социалистические республики» Средней Азии – Киргизия, Kaзахстан и Taджикистан ( «частично свободная», «несвободная» и «несвободная», соответственно, по оценке Freedom House) тоже стали основными строительными площадками. К концу 2012 финансового года туда были отданы десять контрактов на строительство. Осуществляемые под контролем ЦЕНТРКОМА и USACE, они включают цепь пограничных пропускных пунктов, таможенные сооружения и тренировочные комплексы, помимо многочисленных кинологических центров и управлений наркоконтроля для служб безопасности этих стран. «Всё, что мы делаем там, направлено на то, чтобы помочь этим странам контролировать границы и препятствовать потокам чего-либо противозаконного проникать в эти страны или идти из них», – говорит Киблер.

Конечно, поток финансирования на строительство в Центральную Азию мог бы сойти за часть провозглашённой администрацией Обамы “опоры на Азию ,” “переноса центра тяжести” ресурсов Пентагона на Восток, однако ЦЕНТРКОМ это отрицает. «То, что вы видите – естественные шаги по оказанию помощи в создании охраны границ там, где, наконец, финансирование стало соответствовать прежним предложениям и просьбам о поддержке, – сказал Сеара TomDispatch. – Чтобы пошёл поток финансирования, требуется время, и то, что вы видите – говорит только об этом, и не более».

Опора это или нет, но администрация Обамы показывает мало признаков замедления своего ближневосточного строительного бума, несмотря на всю риторику о повороте от военных интервенций за рубеж к построению государства дома. В течение последних четырёх лет, даже при сокращении американских сил в Афганистане, Пентагон закачал более миллиарда долларов в укрепление и расширение своего присутствия на Большом Ближнем Востоке.

В 2012 году, когда американские города отчаянно нуждаются в деньгах на восстановление, войска уходят из Ирака, и завершается война в Афганистане, контракты на ближневосточное строительство взлетели до новых высот обамовской эры. Даже когда президент говорит об уменьшении американской опоры за рубежом, Пентагон втихую окапывается и расширяется. Когда муниципалитеты страны не могут оправиться после урагана Сэнди и просят денег на восстановление, доллары налогоплательщиков уходят на строительство транспортной инфраструктуры и заводов по очистке воды на другой стороне земного шара.

Точно так же, как отказ Пентагона предоставить точный отчёт о количестве баз, построенных на деньги налогоплательщиков, не означает их отсутствия, так и «никаких комментариев» со стороны Белого Дома по поводу стимулирующих пакетов мер Вашингтона на Большом Ближнем Востоке не могут изменить реалии. Несмотря на риторику о построении государства дома, существует гораздо более противоречивый сюжет, который разыгрывается в ближневосточном регионе, и он не сможет навсегда остаться тайным.

Источник: http://rodon.org/polit-121129114743

4
1606
0