Сирия: 80 убитых. Сирийские алавиты могут потерять все

На модерации Отложенный

Сирийские власти установили своеобразный рекорд с момента начала арабской смуты. Во время демонстраций протеста, которые прошли сегодня в пригородах Дамаска и во всех крупных городах страны, за несколько часов было убито более 80 человек. Демонстранты выходят на улицы под красивыми лозунгами свободы. Но за этими лозунгами скрывается межконфессионная и межклановая рознь. Комментарий арабиста Ксении Светловой.

Демография на Ближнем Востоке - это уравнение с многими неизвестными. В Египте и Ираке многие крестьяне отказываются регистрировать своих детей в МВД, боясь сглаза и призыва в армию, а в Ливии, Ираке и Сирии с цифрами играют сами режимы.

Например, никто точно не знает, сколько палестинцев живут в Иордании, каковы истинные размеры племени каддафа в Ливии, или какой процент населения составляют алавиты в Сирии. Публикация информации на эту тему угрожает государственной безопасности, гласят местные законы, хотя на самом деле эта информация, скорее всего, угрожает самим режимам.

По официальным данным, около 13% 20-миллионного населения Сирии - алавиты, последователи 11-го шиитского имама, Хасана аль-Аскари, отколовшиеся от шиитов-имамитов в 9-м веке. Об алавитах мало что известно, поскольку большая часть информации, которой располагают востоковеды, поступила от враждебных алавитам источников.

Некоторые специалисты убеждены, что на алавитов сильно повлияло раннее христианство, и поэтому они чтут так называемую "Троицу" - пророка Мухаммада, 4-го праведного халифа Али и Салмана аль-Фарси, первого сподвижника пророка неарабского происхождения. Также алавиты отмечают некоторые христианские праздники.

До начала семидесятых годов даже шииты-имамиты считали алавитов еретической сектой, однако после Исламской революции в Иране решили принять их в лоно шиизма. Ну а мусульмане-сунниты полностью отвергают алавитское учение, и многие фундаменталистские богословы утверждают, что алавиты еще хуже еретиков, ибо они маскируются под мусульман.

На фоне всех этих противоречий алавитский клан Асадов правит Сирией уже 40 лет по принципу "все остается в семье": большая часть министерских постов достается алавитам и христианам , мусульмане-сунниты находятся на последних ролях.

В армии практически весь офицерский состав - алавиты. Крупные строительные подряды и контракты (например, мобильная сеть "Syriatel") достаются им же.

Понятно, что ненависть к алавитскому меньшинству подпитывается и радикальными суннитскими элементами, и порочными обычаями сирийского режима. А тут еще на оппозиционных сайтах появилась информация о том, что алавиты составляют не 13% населения, как было принято считать раньше, а всего 6%. Что означает еще худшую несправедливость по отношению к суннитскому большинству. Поэтому Асады будут биться до последнего - отступать некуда. В случае неудачи им придется искать себе другую планету.

Примечательно, что в 1943 году, незадолго до окончания французского мандата в Сирии, один высокопоставленный алавит настоятельно просил французов включить населенные алавитами территории в границы будущего Ливана, а не Сирии. "Алавиты требуют не присоединять их к Сирии, поскольку официальная религия Сирии - это ислам, а в соответствии с исламской верой, алавиты являются еретиками. В сердцах мусульман царит ненависть и фанатизм в отношении всего, что не является исламским, и это никогда не изменится. Поэтому окончание действия мандата грозит меньшинствам в Сирии гибелью и полным уничтожением".

Высокопоставленного алавита звали Сулейман аль-Асад. Так называемое "государство Алавитов" со столицей в Латакии уже в 1936 году было включено в Сирию, а 17 апреля 1946 года страна обрела независимость. После десятков кровавых путчей и нестабильности в 1971 году к власти приходит Хафез аль-Асад, сын Сулеймана, и во имя сохранения своего клана пытается построить в Сирии светское государство, нивелируя таким образом все религиозные различия.

Но исламская волна конца семидесятых смела все планы Хафеза Асада, подтвердив опасения его отца Сулеймана.

Сегодня, 40 лет спустя, сирийские алавиты могут вновь потерять все - не только высокий статус и власть, но и родину, и даже жизнь.