Израиль - уроки независимости

На модерации Отложенный

Представьте себе, что наше правительство стоит перед принятием некого важного государственного решения в чрезвычайно непростой ситуации.

Международное сообщество требует, чтобы решение стало результатом договоренности еврейских и арабских лидеров. Госдепартамент США уговаривает израильтян отложить свою инициативу и ждать выводов ООН. Тем временем по всей стране множатся арабские выступления и теракты. Угроза внешнего вторжения более чем реальна, и армейские командиры не скрывают, что шансы победить и потерпеть поражение примерно равны. Опасения вызывает и моральный дух армии. А тут еще американский госсекретарь откровенно советует Израилю не рассчитывать на военную помощь из-за океана.

Какими отчаянными заголовками были бы полны наши газеты! Как клеймила бы оппозиция тех интересантов, что по недомыслию и самонадеянности подвергают опасности народ Израиля! Хватило бы при этом мужества у руководителей страны отстоять свои убеждения наперекор всему миру? У тех, кто оказался перед этим выбором 62 года назад, это мужество было - и государство Израиль родилось на свет, хотя условия были еще тяжелее, чем описаны выше.

События тех знаменательных дней до сих пор могут служить уроками независимости для израильских политиков. Так, Моше Шарет, исполнявший обязанности министра иностранных дел, заявил тогда Государственному секретарю США Джорджу Маршаллу: \"Мы и раньше воевали сами, и сейчас не просим помощи. Мы только просим вас не вмешиваться\".

Сегодня такие слова израильские СМИ назвали бы самоубийственной дерзостью. На деле они вызвали только уважение, и американская администрация признала созданное без ее одобрения еврейское государство.

Сейчас, по прошествии 62 лет, кажется, что иначе поступить было нельзя. А в то время люди, принимавшие Декларацию Независимости, прекрасно понимали, чем они рискуют: государство, о независимости которого они объявляют на весь мир, могло не прожить и месяца. Уже на следующий день египетские самолеты бомбили Тель-Авив. Бен-Гурион записал в своем дневнике: \"Из всех окон выглядывали люди в пижамах. Они не были слишком напуганы, и я почувствовал, что они выстоят\".

Вера народа своим лидерам и вера лидеров в свою правоту – это то, что помогло Израилю выстоять и доказать свою независимость не на словах, а на деле. С тех пор наши враги не раз убеждались, что им не стереть еврейское государство с лица земли.

Мы построили жизнеспособную экономику, приняли более миллиона репатриантов и заставили другие страны считаться с нами в области политики, науки, культуры, высоких технологий и сферы безопасности. Это было непросто, ведь многие продолжают видеть в Израиле международный экспериментальный проект, который не может существовать без поддержки и руководства спонсоров.

То и дело нас одергивают, напоминая, как следует себя вести, чтобы не разочаровывать международное сообщество. Особенно любят заниматься этим американские руководители разного уровня. Вот и на днях госсекретарь Хилари Клинтон в очередной раз отчитала Израиль за недостаточное рвение в стремлении к урегулированию, которое следует подтвердить конкретными шагами: полным замораживанием строительства в поселениях, а также усилением институтов Палестинской автономии.

Еще один выговор последовал от Британского Ведомства по контролю над рекламными стандартами, которое заявило, что \"Стена Плача находится не в Израиле, а в палестинском Восточном Иерусалиме\". Так должны писать в своих проспектах туристические агентства, чтобы \"не вводить общественность в заблуждение\", а заодно прояснять для широких масс точку зрения Европы на статус Иерусалима.

Если вернуться в прошлое, то по вопросу Иерусалима у международного сообщества никогда не было четкого мнения.

В 1946 году, когда Британия предложила разделить Палестину на три сектора: еврейский, арабский и британский, к последнему отходил и Иерусалим вместе с Негевом. Но этот план был отвергнут и евреями, и арабами, и англичане отказались от его осуществления. Позже планировалось оставить Иерусалим под контролем ООН. Но никаких международных сил там не оказалось в мае 1948 года, когда Арабский легион установил свой контроль над Старым городом. Иерусалим был объединен и провозглашен столицей еврейского государства только в 1967 году. Многие страны до сих пор размещают свои посольства в Тель-Авиве, и в их справочниках отмечено, что именно он и является столицей. Иными словами, в мире считается нормальным решать, какой город назначить столицей другого, суверенного государства.

Призыв России к Израилю пересмотреть новые правила депортации палестинцев, незаконно находящихся на территориях Иудеи и Самарии, - это уже повседневные мелочи. \"Мы неоднократно подчеркивали настоятельную необходимость воздерживаться от шагов, которые могут опасно \"разогреть\" ситуацию\", - завершает свое заявление представитель российского МИД, явно раздосадованный тем, что Израиль предпринимает меры по обеспечению порядка и безопасности без согласования с \"квартетом\".
В этих фактах, наугад выбранных из недавних новостей, нет ничего исключительного.

Независимость Израиля подвергается сомнению все 62 года существования государства. Не в последнюю очередь из-за того, что мы сами в ней не всегда уверены. Например, шумиха вокруг депортации спровоцирована статьей в \"А-арец\", излагающей новые правила в искаженном виде, с акцентом на \"зверства окуппационного режима\". Из этой же серии – истеричные призывы прессы к Нетаниягу приехать в Вашингтон и покаяться за проект строительства в Рамат-Шломо и неявку на ядерный саммит. И звездно-полосатый американский флаг, который порой появляется в День Независимости на наших улицах рядом с бело-голубым флагом. Израиль не сможет выжить без Америки, пишут открытым текстом наши журналисты и говорят во всеуслышание наши политики. А вот отцы-основатели государства считали по-другому, хотя у Израиля тогда не было ни сильной, прекрасно вооруженной армии, ни технологий, ни самолетов, ни политического опыта.

Скандального уровня коррупция в высших эшелонах власти говорит о том, что в независимость и стабильности государства не верят даже те, кто им управляет. В цивилизованных странах государственные чиновники не воруют, не берут взяток и стараются добросовестно выполнять свои обязанности не по природной честности, а потому что рассчитывают мирно дожить на своих постах до пенсии, и нет у них причин сомневаться, что этот порядок вещей будет нарушен. В Израиле же высокопоставленные чины стараются урвать все от жизни здесь и сейчас – ведь неизвестно, что будет завтра и наступит ли вообще это завтра для еврейского государства. Будь такой подхода у Бен-Гуриона и его соратников, нам нечего было бы сегодня отмечать.

В чем сполна проявляется наша независимость – так это в размахе празднований. Особенно это заметно за границей, где дипломатические представители Израиля изо всех сил пытаются продемонстрировать основательность нашего государства. Например, в Москве в этом году торжества в честь Дня Независимости состоятся в конференц-зале роскошного отеля; их даже пришлось перенести на несколько дней, подстраиваясь под график престижного заведения. Как тут не вспомнить, что провозглашение еврейского государства происходило в скромном здании художественного музея, куда стулья принесли из соседних кафе, микрофоны – из музыкального магазина, а ковер взяли напрокат в ближайшей лавочке…