За детство счастливое наше спасибо, родная страна

На модерации Отложенный

Миллионы россиян объединились в порыве сочувствия к Артему Савельеву, которого приемная бабушка из США выслала обратно в Россию. Миллионы россиян, включая кремлевское руководство, негодуют. Кто-то даже ощутил моральное превосходство и считает, что эти американцы вовсе уж не достойны усыновлять наших детей. Прямая иллюстрация пословицы «сам не ам и другим не дам». А кто-то застыл в ожидании удовлетворения имперских амбиций - что еще чуть-чуть и снова погрозят за океан «кузькиной матерью». Пресса пристально следит за развитием событий и тиражирует многочисленные заявления чиновников, обеспокоенных судьбой Артема... Но Артема ли?

Скандал вокруг возвращения Артема разгорелся не шуточный. Многие возмущены самим фактом больше, чем способом возврата: «они решили, что усыновленного ребенка можно сдать обратно, будто вещь в магазине!». Хотя, по данным Минобрнауки России, в прошлом году в детские дома вернулось более 8 тысяч детей («РИА-Новости», 9 апреля 2010 года). Обычно большинство возвращается по инициативе приемных родителей. Одного малыша могут вернуть и дважды, и трижды. Это не сопровождается международным скандалом. Только глубочайшей травмой детской психики. А иногда – и тратой денежных средств ребенка, и отъемом у него скудного имущества, после которого сам он уже не нужен.

Также по данным Минобрнауки России за 2008 год, россияне усыновили около 9 тысяч детей, а иностранцы — около 4 тысяч. В том, что касается США, по данным первого заместителя руководителя думской фракции «Единая Россия» Татьяны Яковлевой, за последний год свыше 1600 детей нашли в этой стране семью. А могли бы и дальше жить в российском детдоме...

И нет уверенности, что случись такая же ситуация с возвращением ребенка внутри страны, да еще в далекий от выборов сезон, мы бы услышали возмущенные комментарии сколько-то высоких официальных лиц. И вообще смогли встретить хотя бы по одному сюжету о ней в тех СМИ, которые многократно написали об Артеме.

По здравому разумению можно сказать, что маленькому Артему Савельеву даже в чем-то повезло. Все в нашем мире относительно. И зависит от того, с чем сравнивать. Последний российско-американский скандал в вопросах усыновления разгорелся, к примеру, уже вокруг трупа ребенка. Семилетний Ваня Скоробогатов скончался в августе 2009 года от черепно-мозговой травмы. Судебное слушание по делу его бывших приемных родителей не окончено.

Скандалы с американцами, насколько можно судить, единичны. Да, это возмутительно. Но надо ведь и честь знать - у нас самих не рай земной. Достаточно вспомнить супругов Гречушкиных, у которых один приемный ребенок погиб практически сразу же после усыновления. А второй, трехлетний малыш, был утоплен в реке через несколько месяцев с привязанным к его телу аккумулятором (в конце декабря 2009 года Мособлсуд приговорил Владимира Гречушкина к пожизненному сроку, а его супругу Аэриме-Софию к 18 годам лишения свободы). Или супругов Агеевых, обвиняемых в жесточайших издевательствах над приемными малышами - трехлетним Глебом и двухлетней Полиной. И в защиту которых в марте был организован целый митинг возле здания Видновского городского суда Московской области. По данным Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, ежегодно в российских приемных семьях погибают от девяти до пятнадцати детей.

А Артему Савельеву повезло. Благодаря международному скандалу у него появился шанс. Миллионы неравнодушных узнали о нем, стали следить за его судьбой. И возможно, кто-то заберет его домой и полюбит как родного. И Артем когда-нибудь будет даже немножко благодарен несостоявшейся американской бабушке Ненси Хансен за этот билет в Россию.

Власти же, благодаря маленькому русскому мальчику Артему и пожилой американке Ненси, тоже повезло. Представилась прекрасная возможность на глазах российского населения снова и снова шлепать по имиджу США. Причем ситуация внешне настолько однозначная, что нет необходимости в поглаживаниях между строк. Не зря Федеральный закон «О рекламе» содержит ограничения коммерческой эксплуатации детского образа. Слишком уж это простой механизм жесточайшей манипуляции массами через родительские инстинкты. Ограничения существуют и для агитационных материалов в ходе избирательной кампании. Но не распространяются на политическую пропаганду, подчеркивающую заботу о детях.

СКП России намерен проверить обстоятельства усыновления Артема и действий должностных лиц органов опеки Приморья в 2009-м году.

А губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявил о готовности забрать Артема обратно и обеспечить все необходимые условия для нормальной жизни. Очень хочется верить, что Сергеем Дарькиным уже обеспечены необходимые условия для нормальной жизни 3060 детей Приморья, информация о которых содержится в Федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей...

Минобрнауки России оперативно подготовило информационное сообщение и приостановило деятельность представительства агентства по усыновлению “World Association for Children and Parents”. Глава МИД России Сергей Лавров предложил приостановить сотрудничество с США в сфере усыновления до подписания двустороннего соглашения, устанавливающего обязательства усыновителей. Его поддержал Президент России Дмитрий Медведев.

Реакция на «самом верху» создает впечатление, будто власть волнует судьба маленького мальчика Артема, а также миллионов маленьких и больших россиян...

Между тем, «в России отмечается самый высокий в мире процент социальных сирот – более 600 тысяч детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, большинство которых (90 процентов) являются социальными сиротами, имеющими живых родителей» (Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, 2008 год).

На сайте объединения волонтеров «Отказники.ру» опубликован перечень необходимого брошенным детям в срочном порядке, одна из строк которого - «Всегда нужны памперсы, одноразовые пеленки и влажные салфетки!!!». Именно так. С тремя восклицательными знаками.

Екатерина Чистякова, координатор инициативной волонтерской группы «Доноры — детям», уже много лет ежедневно помогает тяжелобольным детям выздоравливать и выживать. Нередко вопреки государственной машине. И пытается «пробить» глухую чиновничью стену для улучшения условий их лечения, и собирает подписи под обращением к Президенту России Дмитрию Медведеву о необходимости срочного законодательного закрепления механизмов ввоза в страну «сиротских» лекарств.

Елизавета Глинка, исполнительный директор фонда \"Справедливая помощь\", многим известная как доктор Лиза, уже не первый год пытается инициировать открытие стационара детского хосписа или детских хосписных палат в Москве. Потому что сейчас для обреченных детей нет ничего. Их выписывают умирать домой, невзирая на условия, в которых может находиться погибающий ребенок. А еще Елизавета Глинка с 2007 года каждую среду выезжает на Павелецкий вокзал и занимается бездомными. И тоже постоянно сообщает о потребности в элементарных гигиенических вещах вроде одноразовых подгузников, пеленок, трусов и носков, влажных салфеток и капель для глаз, бинтов и медицинских перчаток...

В «Российской газете» Председатель Конституционного Суда Российской Федерации Валерий Зорькин констатирует, что «16,5 миллионов человек, а значит, 11,3 процентов населения страны - это социальное дно». Это 4 миллиона бомжей, 3 миллиона нищих, 5 миллионов беспризорных детей, 4,5 миллионов проституток. (Центральный выпуск № 4492 от 15 октября 2007 года)

Но в это же самое время в Государственной Думе, к примеру, готовится к принятию во втором чтении правительственный законопроект № 308243-5, по сути, «заботливо» переводящий на коммерческую основу большинство бюджетных учреждений всех уровней: школ, ВУЗов, больниц, библиотек, музеев, НИИ и так далее. Законопроект, по мнению ряда экспертов, готовящий почву для банкротства этих учреждений, для изъятия занимаемых помещений, для возложения бремени их финансирования на население, для личного выигрыша чиновников, откатов и коррупции...

А власть делает вид, что ей есть дело до маленького мальчика Артема. И СМИ радостно принимают участие в постановке. Кого они хотят ввести в заблуждение? И главное – зачем? Ведь заявления власти не направлены на привлечение внимания миллионов россиян к сотням тысяч брошенных детей. Или к «социальному дну» в целом. Заявления власти направлены на привлечение внимания к ней самой. Причем в очередной раз в свете фальшивой заботы и деланного благородства. И в это самое время маленький мальчик Артем становится очень похож на маленького мальчика с Красной площади, поцелованного в живот. Ради долгих и пустых разговоров исключительно об этом.