Страсбург может получить часть суверенитета России

На модерации Отложенный

В четверг Конституционный суд под председательством Валерия Зорькина приступил к рассмотрению тройной жалобы, поданной жителями Тамбова, Таганрога и Ростова, которая может превратиться в прецедент для всей российской судебной машины.

Истцы оспаривают две статьи Гражданско-процессуального кодекса (ГПК) (№ 392 и 393), содержащие перечень оснований, по которым старое решение суда может быть отменено \"в связи со вновь открывшимися обстоятельствами\". До сих пор согласно ГПК вердикт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) таким основанием не является. Все трое россиян уже отстаивали свои права в Страсбургском суде и выиграли. Однако местные российские суды отказались пересматривать их дела.

Первый заявитель - летчик Алексей Дорошок - получил травму в ходе боевых действий в Чечне, что впоследствии обернулось для него III группой инвалидности. Положенную страховку он получил, но пенсию в том размере, на который рассчитывал, - нет. История Анатолия Кота, ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, которого также обделили выплатами, вполне типична.

Российским судьям Страсбург не указ

Оба истца выиграли свои дела в районных судах, но затем суды более высокой инстанции - окружной военный суд Северо-Кавказского округа и тамбовский областной суд - эти решения отменили.

«Наступил период, когда компенсации перестали присуждать всем, кто потребует, - будь то «чеченский» инвалид или пожарный, - пояснил GZT.RU адвокат Дорошка Игорь Яшков. - В общем, государство начало экономить. Практика рассмотрения таких дел в судах изменилась, теперь за возмещением предложили обращаться к непосредственным причинителям вреда - террористам и прочим».

Военным и спасателям пришлось обращаться в Страсбург, который постановил выплатить обиженной стороне компенсацию - 13 тыс. и 10 тыс. евро соответственно. Но решение ЕСПЧ, строго говоря, означало, что ни на что иное, кроме этой суммы, в частности на доплаты к пенсии, истцы претендовать не могут. У Дорошка же недополученная с государства сумма уже составляла 263 тыс. рублей, и еще по 6 тыс. рублей он рассчитывал получать ежемесячно до конца жизни.