Бюджет нельзя больше напрягать. Он вконец прохудился

На модерации Отложенный

Термин \"стратегия выхода\" (exit strategy) придумал президент США Ричард Никсон. Когда убирал американские войска из Вьетнама. Обнаружив, что выйти из мировых политических конфликтов гораздо сложнее, чем ввязаться в них. И намного дороже. После чего тем не менее последовали Босния, Косово, Ирак, Афганистан... Недавно понятие перекочевало в экономику. Добралось до России. Наши власти обещают вскорости предъявить план сворачивания антикризисных мер. В виде, надо полагать, какого-то объемного документа. То же собираются делать и в некоторых других странах. Но пока на словах. Полноценных текстов обнаружить не удалось. Лентяи, что взять!

Предлагаю следующий порядок действий. Разработать программу выхода из кризиса. Достать ее из сейфа. Размножить. Обсудить. Внести коррективы. Отказавшись, в частности, от бессмысленных и затратных способов поддержки банков. Остальное вернуть на прежнее место. Запереть на ключ. Спрятать оный в укромном месте. На время забыв о его существовании. И вот почему.

От кризиса крепко досталось всем. Кроме, пожалуй, Индии и Китая. Именно там антикризисные программы оказались самыми эффективными. А теперь им этот спад, как говорится, по барабану. Продолжают уверенный рост. Многих кризис огорчил. А китайцев порадовал. Новыми мостами, дорогами, трубопроводами в Среднюю Азию. А также тем, что валютные резервы перешагнули отметку в 2 трлн долл.

Экономики остальных участников G20 сдают назад. Особенно быстро - наша. Еще год назад Россия занимала почетное пятое место с темпом роста 6%. Сейчас скатились на последнее, двадцатое. Уровень падения - почти 11%. Чем глубже провалились, тем труднее вылезать. Добавлю: реформы не завершены. Рыночная система по-прежнему слабая. Свирепствуют монополисты. Особенно местные. Увеличивается безработица. Дефляция разоряет предприятия. И в таких условиях снижать господдержку? Непонятно.

За немедленную реализацию exit strategy сейчас выступают только Франция и Германия.

Да и пока только в устной форме. Все остальные против. Даже китайцы. Что касается конкретики, то позиции расходятся. Порой диаметрально. Европейский ЦБ собирается резать экстренную помощь банкам. А Минфин США - наращивать. Для чего и куда мы рвемся?

Да, на Западе выключают механизмы регулирования. Но не потому, что выполняют \"стратегию выхода\". А потому что они выработали свой ресурс. Пример - денежная политика. В Европе, Америке, Японии центробанки довели учетную ставку до 1% годовых или даже меньше. Дальше опускать некуда. Отрицательной она быть не может. Просьба банкира - \"друг, возьми у меня взаймы, а я тебе за это заплачу\" - годится только для психбольницы. На финансовых рынках порядки другие.

В России ситуация иная. Ставка ЦБ - 10%. Кредиты предприятиям обходятся дороже. На уровне 16%. А те, что предлагаются гражданам, вообще неподъемны. Надо двигать вниз. Пространство регулирования довольно обширное. Шанс хороший. Грех не воспользоваться. Есть еще десятки методов стимулирования экономики. Все можно пустить в ход. Кроме одного. Бюджет нельзя больше напрягать. Он вконец прохудился.

За границей удивляются: что вы так переживаете? Российский дефицит - не более 5% ВВП. В Японии - 10%, в Англии - почти 12, в Америке - 13,5%. И ничего, развиваемся успешно. Разъясняю: все 90-е годы мучились с дырой в государственных финансах. Пока, наконец, не обрели здоровый, профицитный бюджет. Мы к нему привыкли. И отвыкать не хотим.

Было бы разумно ввести следующий алгоритм. Наблюдаем за ценами нашего экспорта и размерами дефицита бюджета. Если первый показатель идет вверх, а второй - вниз, достаем из сейфа антикризисный пакет. Открываем. Часть бумаг сдаем в архив. Повторяем процедуру. До тех пор, пока не вернется профицит. После чего сдаем ключ от пустого сейфа вахтеру. Награждаем Кудрина и Игнатьева орденами. И ждем следующего кризиса.