Какую цель преследует Россия в странах Персидского залива?

На модерации Отложенный

Королевство Бахрейн – последний пункт поездки министра иностранных дел России Сергея Лаврова в страны Ближнего Востока и Персидского залива. Если в Израиле, Палестине и Египте обсуждались преимущественно проблемы регионального мирного урегулирования, то в Омане и Бахрейне наряду с этими вопросами много внимания уделено углублению доверительного диалога России со странами Персидского залива. Дипломатия России в этом регионе направлена на развитие многопланового взаимодействия со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

В политической плоскости речь идет о продвижении российской концепции обеспечения безопасности в этом районе. По словам заместителя директора департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД РФ Олега Озерова, на переговорах Сергея Лаврова с лидерами Омана и Бахрейна этот вопрос обсуждается серьезно в плане ее применимости в регионе:

«Цель этой концепции — действовать в направлении создания такой системы безопасности в Персидском заливе, которая была бы основана на принципах многосторонности, учета интересов всех. Для того, чтобы у каждой страны, у каждого государства этого региона было право голоса и возможность отстаивать свои национальные интересы, сопрягая их с коллективными интересами установления безопасности в этом регионе планеты».

В Омане Сергей Лавров был принят султаном Кабусом и провел переговоры со своим коллегой Юсефом Беналауи Бенабдаллой.

В Бахрейне беседы также проходят на высшем уровне — с королем Хамадом бен Исой Аль Халифой и главой внешнеполитического ведомства Халедом бен Ахмедом бен Мухаммедом Аль Хальфой. Сам глава российского МИДа оценил атмосферу своих встреч как доверительный диалог. Он особо подчеркнул важность его углубления в том, что касается безопасности на Ближнем Востоке и в Персидском заливе. Для стран региона весьма важна позиция России в отношении решения иранской проблемы. Прислушиваются здесь и к мнению Москвы относительно мирного восстановления Ирака. Именно это и позволяет говорить о доверительности во взаимных отношениях.

Впрочем, помимо важных политических проблем есть и такие вопросы, представляющие взаимный интерес, как сотрудничество в области нефтедобычи и выстраивании общей стратегии на мировых энергетических рынках в период мирового финансового кризиса. Здесь имеется большой резерв для взаимодействия, судя по тому, что подготовлен целый ряд соглашений в нефтегазовой сфере, атомной энергетике и электроэнергетике. Рассматривается и сотрудничество по линии министерств финансов, что особенно важно в условиях нынешнего мирового кризиса. Таким образом, присутствие России в Персидском заливе, базирующееся на принципах взаимного доверия, уважения и невмешательства в дела друг друга, имеет огромный политический и экономический потенциал.