Почему дорогое вино в России слишком дорого?

На модерации Отложенный

В глазах государства вся алкогольная продукция - будь то польская водка или французские вина - неразделима. Каждый новый год алкогольный рынок встречает в замешательстве, с содроганием ожидая новых сюрпризов власти. Каждое вмешательство в ситуацию приводит к удорожанию продукции.

На этой неделе власть в лице ФАС публично обратила внимание на вино. К слову сказать, в Европе рост цен на вино наблюдается только в узком сегменте вин класса премиум, которые производятся небольшими партиями. В России вино дорожает вне зависимости от категории. Не знаю, сколько вина наши граждане потребляют на родине, но за рубежом россияне охотно потребляют винную продукцию, в том числе за счет ценовой разницы. И на то, конечно, есть свои причины.

ПОД ОДНУ ГРЕБЕНКУ

Вино - импортный товар, конечная цена которого зависит от множества факторов. Во-первых, от политики стран-экспортеров. Например, в Испании на внутреннем рынке вино стоит значительно дешевле, чем та продукция, которая идет на экспорт. Есть мнение, что этот «фокус» привлекает в страну туристов, особенно агротуристов. Во-вторых, от политики стран-импортеров. При ввозе в РФ в цену вина сразу включается таможенный сбор, акциз, сертификация, логистика и так далее. Допустим, нам надо пройти сертификацию. Для этого импортер обязан сдать три бутылки продукта. Теперь представьте, что ваша компания занимается поставками дорогого коллекционного вина по 600 евро за бутылку и привозит всего 2-3 ящика в год. Естественно, что 1800 евро моментально закладывается в цену оставшейся продукции. Кроме того, каждый год при смене урожая вино приходится сертифицировать заново. Я не говорю, что эту процедуру надо отменить как факт, но если товар уже сертифицирован в стране-производителе, а также в ЕС, то какой смысл проводить эту процедуру в России фактически «с нуля»? Так что, прежде чем возмущаться, я бы посоветовал господину Артемьеву сходить на сертификацию и посмотреть, как она проходит и сколько денег приходится отдавать за нее каждому импортеру вне зависимости от того, чем он занимается: продает коллекционные вина по 1000 бутылок в год или сбывает тонны вина, цена которому - евро за литр.

Теперь рассмотрим логистику. Работать с небольшими производителями импортерам очень сложно. Ввозить в Россию партии вина мелких производителей - которые могут выделять вам годовую квоту в 300-500 бутылок в год - крайне невыгодно. Ты вынужден искать какой-то склад в Европе, консолидировать там груз небольшими партиями и только после этого ввозить вино на территорию России. Вся схема логистики смоделирована под крупных поставщиков, которые могут ввозить товар большими партиями от крупных компаний-производителей. Коллекционные вина, к сожалению, попадают под ту же гребенку и рассматривать их отдельно никто не собирается. Таким образом, только при переходе через границу продукция дорожает вдвое.

Затем - этап дистрибуции. Прибавим 100%, а то и 200% от новой цены. Впрочем, в Европе наценка вполне сопоставима: в рознице она составляет приблизительно 70%, а в ресторанах может достигать и 200%, особенно если торговая точка находится в популярном месте и должна «отбивать» аренду.

Так что формально отечественные коллеги играют по правилам, если бы не одно «но». Чтобы поставить в розницу вино - в магазин или ресторан - компания-импортер должна договориться с владельцами розничных структур, которые хотят денег за место на полке, за рекламный бюджет и так далее. Это «честный способ отъема денег»: бонусы и откаты, практика брать деньги вперед - и оптовики ничего не могут с этим поделать.

Бьют по вину и кредитные ставки, которые импортер также закладывает в цену бутылки. Налоги я обсуждать не хочу, но знаю точно, что в этой сфере все совсем несладко. Налоги на вино очень высоки, потому что вино, являясь импортным товаром, мешает продвижению отечественной продукции. Смешно, не правда ли? Российское вино несоизмеримо - по качеству или цене - с ввозимой продукцией. О какой конкуренции может идти речь? На мой взгляд, это искусственные барьеры, которые, в конечном счете, бьют по карману потребителя, ведь в итоге он получает бутылку, которая выросла в цене на 300-400% от уровня «закупочная стоимость + прибыль импортера».

ЧТО ДЕЛАТЬ?

К чему я это все рассказываю? Дело в том, что игроки винного рынка - те, что занимаются импортом качественного вина, - очень устали от ежегодной смены «власти» в алкогольном вопросе. Первое января все время преподносит им сюрпризы, которые случаются очень «по-русски»: с завтрашнего дня все сделаем иначе. Сейчас мы вступаем в Таможенный союз, вводим систему лицензий на импорт, на каждую партию. Правила в силу вступили, а прецедентов нет: государственные структуры к реформе не готовы, новые формы лицензий они еще в глаза не видели. Если опять на каком-то уровне реформа пробуксует - мы получим новый алкогольный кризис. Импортную алкогольную продукцию в нашу страну ввезти уже невозможно. Фуры стоят на границе и так и останутся там, пока наши чиновники не наладят процедуру растомаживания. Все, что сейчас стоит в магазинах, - это остатки прошлогодних партий.

Поэтому самый логичный вариант действий для ФАС - оперативно разобраться с ситуацией, а затем устроить встречу с представителями винного бизнеса и поговорить о реальных проблемах. Нет смысла юлить, предприниматели готов играть по правилам, вести цивилизованный бизнес и делиться своими проблемами, может быть, даже подсказать, как улучшить положение, чтобы жизнь стала комфортнее для всех в целом. Возможно, стоит создать из их числа специальную комиссию, которая будет контролировать решение этих вопросов и поможет чиновникам создать более или менее разумную схему, которая позволит и государству собирать приличное количество денег, вести структурированный учет поставок и не будет так пагубно отражаться на бизнесе. Конечно, это не приведет к тому, что россияне сократят потребление вина за границей, но такой подход позволил бы угомонить цены, которые растут каждый год на 10-15%.