У правительства появится настоящий антикризисный план?

На модерации Отложенный

15 марта президент России Дмитрий Медведев в очередной беседе с тележурналистами расскажет о своем видении проблем преодоления последствий финансового кризиса, сообщает пресс-служба главы государства. По словам президента, он считает крайне важным постоянно информировать общественность о тех шагах, которые власти предпринимают для снижения негативного влияния последствий кризиса.

Попробуем представить, какие именно результаты может предъявить своему народу глава государства. До последнего времени отрицавшие сам факт наличия экономического кризиса власти наконец-то признали, что проблемы даже слишком серьезны, а перспективы, по крайней мере в ближайшие 2-3 года, туманны. И во многом из-за падения цен на нефть, которые пока значительно расти и не думают, а, по словам министра финансов России Алексея Кудрина, не будут этого делать еще 5, 10, а то и больше лет.

Таким образом, федеральный бюджет лишился своей основной "подпитки" в виде больших доходов от нефтегазового сектора, и компенсировать эту утрату так и недиверсифицированной за последние годы российской экономике оказалось не под силу. В итоге как минимум на ближайшие 3 года мы будем иметь дефицитный бюджет, экономить, в том числе и за счет отказа от развития инновационной экономики, и много тратить на социальные расходы.

При этом помогать деньгами реальной экономике у властей особого желания уже нет. С учетом того, что самой ей с кризисом никак не справиться (показатели промпроизводства уже демонстрируют наихудшие за 15 лет значения и, по прогнозам экспертов, возможно, будут еще хуже), государство намерено всячески стимулировать покупательский спрос. Идея, может быть, и неплохая, да только недостаточная. По словам замруководителя аналитического департамента "Совлинк" Ольги Беленькой, если не поддержать конечный спрос в экономике за счет инвестиций, создания рабочих мест и снижения нагрузки на бизнес, шоковое состояние реального сектора продлится еще немало времени.

Сейчас правительство изо всех сил, по крайней мере, оно именно так позиционирует свои действия, пытается решить хотя бы проблему безработицы. Пока получается не очень, Минздравсоцразвития уже не раз пересматривал официальные прогнозы по численности безработных в сторону увеличения. Последний пересмотр был сделан на днях - с 2,2 млн до 2,8 млн безработных, а аналитики прогнозируют, что в действительности безработица составит, как минимум, 8 млн человек.

Не удается властям справиться и с другой насущной проблемой - инфляцией. Вчера Росстат опубликовал данные о динамике потребительских цен в феврале. Инфляция по итогам месяца оказалась на уровне 1,7%, с начала года она достигла 4,1%. Темпы роста потребительских цен по многим позициям уже заметно опережают прошлогодние показатели. А ведь в прошлом году инфляция, особенно в сегменте продовольственных товаров, была и так высокой. "Конечно, после второго месячного среза данных далеко идущие выводы делать сложно, тем более что сейчас экономика проходит непростой период адаптации к новым условиям существования. Однако если события и в будущем будут развиваться подобным образом (дорожать будут не только импортные товары, но и услуги), то инфляция может легко превысить не только официальный прогноз властей (13%), но и наши ожидания (15%)", - говорит главный экономист ИБ "Траст" Евгений Надоршин.

Но главное даже не в этих устрашающих прогнозах и экономической статистике, а в том, что четкий и прозрачный антикризисный план в России по-прежнему отсутствует. Конечно, можно долго спорить по поводу эффективности действий во время кризиса американской администрации, но в США есть хоть какой-то структурированный план, который доступен для ознакомления всем американским гражданам. "А у нас никакого плана нет, - сказал Владимир Рыжков, независимый политик, участник "Общественной антикризисной инициативы" в ходе прошедшей на нашем сайте он-лайн конференции "Антикризисная политика в России: крупный бизнес остался без помощи?". - Был принят план мероприятий правительства из 55 пунктов в ноябре, но это не план выхода страны из кризиса, а набор бессистемных бюрократических действий. С тех пор ничего нового нет - отдельные шаги, заявления, обещания, - но плана как не было, так и нет. А между тем 40% суверенных резервов уже потрачены, и рубль девальвирован более чем на 40%". Именно поэтому, по мнению г-на Рыжкова, Россия проходит кризис тяжелее, чем любая другая крупная страна мира (самая глубокая девальвация национальной валюты, самое сильное падение фондового рынка, самое сильное сокращение промпроизводства, самый большой отток капитала, самая быстрая растрата резервов).

Впрочем, на днях Дмитрий Медведев наконец-то поручил правительству разработать и предоставить на одобрение в Госдуму четкий план антикризисных мер, понятный не только властям, но и гражданам. "Мы должны не стесняться наших действий, а, наоборот, в максимальной степени их объяснять", - сказал президент. В конечном счете, по словам президента, новый план должен быть консолидированным документом, одобренным Госдумой, который бы включал определенную последовательность антикризисных действий и материализацию этих решений в виде поправок к закону о федеральном бюджете. Как сообщил сегодня спикер Госдумы Борис Грызлов, ожидается, что такой план правительства будет представлен парламенту 15-18 марта, вместе с поправками в бюджет 2009 года.

Но будет ли антикризисный план России более-менее четким - большой вопрос. Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы, экономист ЦЭФИР, считает, что у нынешней власти нет не только четкой программы, но и вообще понимания того, что происходит и как достичь заявленных целей (создание рабочих мест, стимулирование внутреннего потребления и т.п.). "К сожалению, созданная властью система, обеспечивающая ее беззаботное существование в "жирные" годы, не настолько хороша, чтобы обеспечить бесперебойное существование в кризисные, - говорит эксперт. - Вот мы и слушаем разного рода несостоятельные заявления о причинах кризиса и путях его преодоления".