Лукашенко, демократия и белорусская АЭС

На модерации Отложенный

9 октября в городском поселке Островец (Гродненская область) состоялись первые в отечественной истории общественные слушания относительно строительства в Беларуси атомной электростанции. Однако, как оказалось, обсуждение, являющееся обязательным требованием Орхусской конвенции, было не более, чем формальностью. Причем организовано оно было в лучших традициях советской пропаганды. Решение же о строительстве АЭС принято окончательно и бесповоротно на высшем уровне, и альтернативы ему нет.

Город \"в осаде\"

8,5-тысячный Островец, отметивший в прошлом году 540-летие, встретил вычищенными до блеска улицами и обновленными фасадами зданий. С раннего утра последний лоск наводили отряды работников коммунальных служб. Центр Островца был заполонен милицией. Квартал вокруг концертного зала \"Астравец\" оцепили заграждениями со спецназом и металлоискателями. У КЗ и в фойе здания сновали сотрудники спецслужб в штатском.

Официальное время начала регистрации ­- ­10.00. До того за кордон простых смертных не пропускали. Однако уже в начале 11-го корреспонденту TUT.BY, зарегистрировавшемуся в качестве \"рядового гражданина\", сказали, что свободных мест в зале нет. Как выяснилось, большинство из них заполнили представители организаций и районов, заблаговременно привезенные в Островец на автобусах. Из более чем 800 человек, прошедших регистрацию, в зал попали лишь около 300. Правда, все желающие могли наблюдать за происходящим на экране в вестибюле, на который из зала передавалась прямая трансляция. Однако возможности выступить они, конечно, были лишены.

Арест за \"мелкое хулиганство\"

По непонятным причинам широкоплечие \"волонтеры\" на входе не пропустили в зал председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, хотя однопартиец заранее занял для него место. Справедливости ради следует отметить, что единственный из лидеров оппозиции, прибывший в Островец, надолго там не задержался. Получив от ворот поворот и раздав несколько интервью, Лебедько не остался с народом у выносного экрана, а быстро удалился.

Однако главный скандал случился в тот момент, когда в зал отказались пускать координатора проектов российской экологической группы \"Экозащита\", физика-ядерщика и противника возведения в Беларуси АЭС Андрея Ожаровского. Россиянина доставили в местное отделение милиции, где продержали до окончания обсуждений. Вечером суд Островецкого района приговорил Ожаровского к семи суткам ареста за \"мелкое хулиганство\".

\"К участию в собрании допускаются любые физические лица и представители организаций при их регистрации в соответствии с Регламентом\", - убеждали организаторы, в числе которых - Министерство энергетики, Минприроды, Островецкий райисполком...

\"Кто против, шуруйте в Россию!\"

Подчеркнем, что главной темой слушаний должно было стать рассмотрение вопросов и предложений общественности по Оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) АЭС, подготовленной РУП \"БелНИПИэнергопром\" и ГУ \"Дирекция строительства атомной электростанции\" Минэнерго.

Однако на деле к этому вопросу обратились лишь на четвертом часу мероприятия.

Обсуждение же вылилось во всеобщий \"одобрямс\" в духе советских времен. Представители трудовых коллективов старательно читали однотипные доклады, сводившиеся к одной мысли: ядерная энергия самая дешевая, безопасная и безальтернативная. Кто-то читал со сцены \"стихи\" (\"...Взялась страна за великое дело -/ Атомную энергетику твердо развить. / И скажем сегодня гордо и смело: /АЭС в Беларуси, конечно же, быть!\"). Кто-то провозглашал Островец \"новым спутником Минска\" и отправлял противников АЭС \"шуровать в Россию и на Кавказ\". Другие сожалели о том, что площадка АЭС разместится не в их районе.

Верхом абсурда стало выступление женщины, в котором переплелись заветы и \"дедушки Ленина\", и Зянона Позняка с \"центром Эўропы\". Сюрреализм да и только!

Людей, выступавших у микрофона против строительства АЭС, можно было пересчитать по пальцам одной руки.

\"Нам очень важны замечания общественности, мы учтем их при доработке ОВОС. Окончательный вариант оценки воздействия АЭС на окружающую среду будет сформирован до конца года\", - сказал журналистам замминистра энергетики Михаил Михадюк.

Однако на входе в зал у Андрея Ожаровского был конфискован весь тираж \"Критических отзывов относительно предварительного отчета об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС\". По сути, именно этот документ, подготовленный рядом независимых экологических и экспертных организаций Беларуси, и должен был стать предметом обсуждения.

К слову, в заключительной части мероприятия представители государственных научных институтов в пух и прах разбили все замечания \"критических отзывов\", главное из которых - заниженная по крайней мере в четыре тысячи раз оценка выбросов радионуклидов при максимальной проектной аварии АЭС. Если же все так однозначно, почему критический документ не пустили в зал? И какие замечания к ОВОС будут учтены в конце года?

О каком независимом характере общественного обсуждения говорить, если информационные брошюры, которые получал каждый зарегистрировавшийся перед началом мероприятия, пестрели открытыми призывами \"Белорусской АЭС быть!\" и \"Мы за АЭС в 2 Гигаватта, мы за работу, мы за зарплату!\"? Все свидетельствовало о том, что вопрос строительства АЭС уже не стоит.

А могильник то будет в Беларуси!

Пока в зале с трибуны выступлений люди обсуждали плюсы-минусы нового проекта, Михаил Михадюк заявил журналистам, что вопрос строительства станции в Беларуси решен и альтернативы станции нет.

В свою очередь первый вице-президент российского ЗАО \"Атомстройэкспорт\", которое планирует строить АЭС в Беларуси, Александр Глухов сообщил, что в проект бюджета РФ заложено финансирование строительства АЭС в Беларуси на протяжении трех лет.

Однако настоящим громом среди ясного неба стало признание Глухова в том, что отходы БелАЭС после переработки будут находиться в резервуарах на территории атомной станции, рассчитанных на первые 20 лет функционирования АЭС. \"В дальнейшем, при увеличении сроков эксплуатации АЭС до 50 лет, предполагается строительство дополнительных хранилищ\", - заявил представитель \"Атомстройэкспорт\".

Отметим, что идея создания могильника на территории Беларуси была впервые озвучена перед общественностью. Ранее начальник специнспекции государственной экологической экспертизы проектов Минприроды Александр Андреев и консультант департамента ядерной энергетики Минэнергетики Михаил Пигулевский утверждали, что согласно проекту строительства отработанное ядерное топливо Островецкой АЭС будет направляться на переработку в Россию, где после этого и останется.

А ведь еще несколько лет назад Минприроды Беларуси протестовало против намерения Литвы построить хранилище для отработанного топлива в 2-3-х километрах от границы с Беларусью. \"Строительство такого комплекса на границе с нашей республикой создаст многовековую потенциальную угрозу не только для населения Браславского района Витебской области, но и всей республики в целом, а также прилегающих территорий Литвы, Латвии и Российской Федерации. Нельзя не учитывать и возможные аварии, масштабы которых могут превысить урон чернобыльской катастрофы и вызвать серьезные социально-экономические и политические проблемы. Нужно сделать все возможное, чтобы не допустить еще одной ошибки\", - заявлял тогда представитель Минприроды.

Как быстро все меняется...