Мир движется к новой \"холодной войне\"?

На модерации Отложенный

Неужели мир движется к новой 'холодной войне'? На этой неделе доминирующая сверхдержава Америка на три месяца сойдет в долину теней демократии - погрузится в президентские выборы. Это время всегда характеризовалось уходом в себя и паранойей. Барак Обама и Джон Маккейн будут действовать не как государственные мужи, но как политики. Они будут играть на избирателя и оглядываться через плечо. Их глаза на какое-то время оторвутся от земного шара.

А тем временем по линиям разлома исторических конфликтов от российской европейской границы до Кавказа, и далее до Ирана, Афганистана и Пакистана бьют барабаны, дипломаты не могу спокойно усидеть в своих креслах, слышны обмены резкими репликами. Теперь миром управляет поколение лидеров, никогда не знавших мировых войн. Не притупило ли это их чувства?

Недавно американский генерал Дэн Макнейл (Dan McNeill) отвечал в Кабуле на вопросы журналистов, их интересовало, как можно победить 'Талибан'. Он не открыл Америки, сказав, что побороть его военными средствами не получится, необходимо 'завоевать умы и сердца'. Сложнее всего, сказал он, ответить на вопрос: 'Чьи именно умы и сердца'. Афганского народа? Или скорее Конгресса США и избирателей?
И Обама, и Маккейн заявили, что война в Ираке позволила отвлечь внимание от войны в Афганистане. Это расходится с точкой зрения неоконсерваторов, которые считали, что Афганистан отвлекал внимание от более важной войны в Ираке.

Америка теперь считает, что она победила в Багдаде и должна вернуться в Кабул - а, может быть, даже и в Тегеран. В то же самое время она не может закрывать глаза на возможность того, что эти конфликты в свою очередь отвлекали внимание от возрождения в ранге мировых держав России и Китая, которые уже перехватывают у США инициативу в Иране и Африке. Москва также разжигает националистические настроения в Восточной Европе и среди русских меньшинств на Кавказе.

И тут возникает очень важный вопрос. Не ошибся ли Запад в оценке места сейсмических толчков надвигающегося конфликта? Согласно его глобальной стратегии при Джордже Буше, Тони Блэре и неповоротливой НАТО, угроза миру во всем мире исходит от негосударственных организаций, особенно Аль-Каиды, и наций, предоставляющих им или убежище или негласную поддержку. Западные генералы и силовики возвели этих фанатиков-анархистов в ранг ядерных держав. Обычные преступления, относящиеся к ведомству полиции, превратились в 'военные действия', как будто бы с целью оправдать раздутые бюджеты и подмять под себя полицию - таким же образом американский военно-промышленный комплекс поступал в годы 'холодной войны'.

Может ли так случиться, что семилетняя одержимость Усамой бен Ладеном и его крошечной организацией Аль-Каидой ослепила стратегов, и те забыли старые истины? Войны редко бывают 'столкновением цивилизаций', чаще это - столкновение интересов. Войны обычно возникают в результате бездумной политики, или неправильно понятых сигналов, или мессианства, ставящего крест на любых способах мирного урегулирования.

Террористы, где бы они ни дислоцировались и обучались, безусловно, способны устроить одноразовую кровавую бойню и попасть на первые полосы газет, но они не могут проецировать силу. Они не могут покорять страны или народы, только манипулировать демократическими странами, заставляя их прибегать к нецивилизованным мерам, как это было в Америке и Британии. Сильно переоценив значение терроризма, западные лидеры забыли о главной внешнеполитической задаче: обеспечения мира во всем мире, поддерживая равновесие интересов - и гордости - среди крупных держав.

Для любого, жившего в эпоху 'холодной войны', недавние события на западной и южной границе России выглядят крайне зловеще. Москва после падения Советского Союза, провела первые 17 лет, заигрывая с Западом. Россия была побеждена и имела веские причины, чтобы разоружаться и прощупывать почву о возможном вступлении в НАТО и Европейский Союз. Она стала членом таких значимых капиталистических организаций как 'большая восьмерка'.

НАТО и ЕС высокомерно дали ей от ворот поворот, хотя приняли в свои ряды ее бывших союзников по Варшавскому договору.

Москве сказали, что беспокоиться о том, что ее могут взять в кольцо - нелепо. Нация, никогда не знавшая демократии, должна радоваться уже тому, что отныне может вкушать ее райские плоды. Русским, проживающим в странах Балтии и на Украине нужно научиться жить в мире с новыми правительствами. В политическом хаосе 'холодной войны' должен быть наведен порядок.

И вдруг оказалось, что все это не сработало. В мире прослеживаются тревожные параллели с 1930-ми годами. И опять раздаются тревожные звонки, по мере того, как мир вновь приближается к депрессии. Кризис кредитования и провал международных торговых переговоров под эгидой ВТО заставляют нации сосредотачиваться на внутренних делах. Тем временем Россия - держава, проигравшая последнюю войну - разминает мускулы и находит их в отличной форме.

Гордон Браун в четверг заявил, выступая перед войскам в Афганистане: 'То, что Вы делаете здесь, не дает терроризму появиться на улицах Британии'. Вряд ли он, как и его генералы, по сей день верит в это. Афганистан не представляет военной угрозы для Британии. Скорее антизападные воинственные настроения в регионе вызваны британской оккупацией, а также ответными действиями соседнего Пакистана. Раздувание антизападных и антихристианских настроений в мусульманском мире - подобно обнищанию Германии в период между двумя войнами, - вещь абсолютно контрпродуктивная и опасная. И, тем не менее, мы делаем это.

Талибы сражаются в древней как мир повстанческой войне против иностранного захватчика и набирают себе в помощь пакистанцев и антизападно настроенных фанатиков. Им удалось испугать Вашингтон и Лондон перспективой дестабилизированного ядерного Пакистана, утопленного в крови Ближнего Востока и Ирана, чьи лидеры еще могут встать на путь джихада. Заявления Брауна - или американских кандидатов в президенты - что эти конфликты с мусульманским миром делают мир 'безопаснее', неверны в корне.

И, что хуже, они искажают политический курс. Запад, вместо того чтобы умиротворить других врагов и вплотную заняться текущими конфликтами, бессмысленно раздувает российский экспансионизм.

Невозможно со стратегической точки зрения оправдать размещение американских ракетных комплексов в Польше и Чешской Республике. Это ни что иное, как провокация со стороны правого крыла. НАТО раскрывала объятия Грузии и Украине без веской на то причины, наоборот, подвергая себя риску, что ей придется приходить этим странам на выручку. И чего она этим достигла? Побудила Грузию к действиям, еще яснее обозначившим этот риск, и вызвала гнев Москвы.

Россия не нуждается в подстрекательстве, чтобы, не раздумывая долго, ответить на оскорбление, так зачем же провоцировать ее? Более могущественному государству - Америке - безусловно, следует проявлять большую осторожность. Любое стратегическое решение, способное вызвать гнев Москвы, нужно планировать с учетом ее ответных шагов. Бюрократический аппарат НАТО, которому недостает последовательности и лидерских качеств, искал для себя новую роль с момента окончания 'холодной войны'. Сегодня эта роль, судя по всему, состоит в игре с огнем.

Стратегия Запада заключается в налаживании отношений с возродившейся, богатой и могущественной Россией. Однако он не щадил освященное веками болезненное самолюбие Москвы и позабыл заветы американского политика Джорджа Кеннана: Россию нужно понимать и сдерживать, а не идти с ней на конфронтацию. Наивные слова министра иностранных дел Дэвида Милибэнда, который приветствовал будущее вступление Грузии в НАТО, показывают, как далек Запад от подобных аналитических истин.

Любой, кто изучал Маккейна, Обаму, российских Владимира Путина и Дмитрия Медведева, или лидеров Британии, Франции и Германии, мог заметить, что эти люди не похожи на тех, кто начинает войны. Они, безусловно, дети мира. Однако история показывает, что редко кто-либо намеренно начинает войну. Как правило, войны возникали из-за слабых недальновидных лидеров, пойманных в порочный круг своих ошибок. Для нынешних лидеров Запада ошибки стали второй натурой.

Саймон Дженкинс