Тайны Черкизона: деньги торговцев уходили в \"хавалу\"

На модерации Отложенный

В Москве закончено следствие по делу об одной из самых крупных международных финансовых систем, получившей название «хавала». Ее «центральный офис» находился на территории Черкизовского рынка, а филиалы — в десятках стран СНГ, Европы и Ближнего Востока. Клиентами «хавалы» являлись нелегальные мигранты, желавшие быстро и в тайне от официальных властей осуществить денежные переводы. Суммы варьировались от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов евро.

Как установили сотрудники Следственной части Главного управления МВД РФ по ЦФО, организовали незаконную международную систему денежных переводов граждане Азербайджана Эльшад и Ровшан Гаджиевы. Братья долгое время занимались бизнесом у себя на родине, а также в Турции, Объединенных Арабских Эмиратах и России. Неоднократно они сталкивались с необходимость быстро и незаметно для властей какой-либо страны перебросить деньги из одного государства в другое.

В 2006 году Гаджиевы решили создать свою систему платежей для обслуживания нелегалов и просто торговцев, которые не желают показывать истинные доходы. Она оказалось подобной системе, известной в арабском мире под названием «хавала». Именно такие системы, появившиеся еще во времена Средневековья, активно используются для рынка наркотиков и финансирования терроризма, отличаясь полной неподконтрольностью государству и закрытостью для непосвященных. В Китае они именуются «фэй чьен», на Филиппинах – «падала», в Пакистане – «худж», в Гонконге – «хуи куан», в Сомали – «кса-вилаад», в Таиланде – «фей кван».

«Центральный офис» «хавалы» братьев Гаджиевых был открыт в здании Физультурно-оздоровительного предприятия (ФОД) «Измайлово», расположенного на территории Черкизовского рынка в Москве. Филиалы работали не только в других городах России (Сургуте, Санкт-Петербурге, Пятигорске), но и по всему миру – в Украине, Турции, ОАЭ, Азербайджане, Китае, Казахстане, Индии, Корее, Швейцарии и т.д. Кроме того, «хавала» имело множество дополнительных офисов, которые, например, в столице действовали под видом вполне легальных пунктов обмена валюты.

Как говорится в материалах дела, ее клиентами в России являлись «граждане других государств, которые проживают на территории РФ незаконно, не имеют обязательной регистрации и разрешения на осуществление трудовой деятельности, а также удостоверяющих личность документов (что препятствовало возможности использования ими официальных систем денежных переводов)».

Значительную долю пользователей услуг «хавалы» составляли те же торговцы с Черзкизовского рынка, которые через нее отправляли деньги членам своих семей, поставщикам товара, владельцам точек главной барахолки страны, проживающим за рубежом, и т.д.

Строилась работа подпольной системы платежей исключительно на доверии. Любой желающий приходил в пункт «хавалы», передавал некую сумму, называл место, куда хочет ее перевести. Кассир записывал имя клиента, сумму полученных от него денег, а затем выдавал отправителю номер телефона человека, представляющего интересы «хавалы» в другом городе. Никаких квитанций или расписок клиент не получал. Он должен был передать номер получателю денег, тому достаточно было позвонить, назвать имя отправителя и сумму денег, после чего ее можно было забрать наличными в оговоренной точке.



С каждой проводки «хавала» забирала себе от 0,5% до 1% от суммы перевода. Кстати, суммы были самыми разными — от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов евро. Если у «хавалы» не было своего офиса в городе, куда клиент хотел отправить деньги, ее представители обращались за помощью к своим коллегам, занимающимся аналогичным нелегальным бизнесом.

В конце каждого рабочего дня кассиры «хавалы» звонили по всему миру и зачитывали длинные списки с фамилиями клиентов, а также переведенными ими суммами. Передавать такую информацию можно было только по телефону, заносить ее в компьютеры руководство системы запрещало. Списки клиентов хранились только на флэшках и стирались сразу после полного расчета.

Свои кассы в странах СНГ, Европы и Востока представители подпольной системы платежей пополняли благодаря местным клиентам, желающим отправить деньги в Россию, а также за счет средств, поступавших из Москвы. Ежедневно в здании ФОД «Измайлово» скапливались гигантские суммы. Отсюда часть средств отправлялась в страны СНГ с курьерами, летавшими на обычных самолетах. Деньги в Турцию, ОАЭ, Китай и т.д. переводились безналичным расчетом при помощи офшорных фирм. Для хранения денег в Москве и за рубежом использовались сейфовые ячейки различных банков.

По данным СЧ ГУ МВД по ЦФО, по организации «хавала» ничем не отличалась от легальной финансовой структуры, в ней работало большое количество сотрудников. Службу безопасности возглавлял бывший сотрудник МВД Азербайджана Фархад Абдуллаев, главным бухгалтером являлась гражданка Таджикистана Дилороми Талбак, родственники Гаджиевых — Эльчин Джабраилов и Шанлик Шукюров — руководили крупнейшими офисами в Москве и в Украине.

«Хавала» имела свой штат кассиров, охранников, инкассаторов, бухгалтеров, юристов и т.д. Организаторы подпольной структуры Гаджиевы большую часть времени проводили в Азербайджане, прямой выход на них имели всего три человека из руководства «Хавалы». Они-то и отправляли братьям ежедневные отчеты обо всех проведенных денежных переводах, а также о наличии задолженностей.

Как выяснили следователи, с января 2006 года по октябрь 2008 года через «хавалу» было осуществлено переводов на 14 млрд рублей, Гаджиевы и их сообщники заработали на этом 93,5 млн рублей.

Выйти на след нелегальной системы платежей удалось в 2008 году, когда на территории Черкизовского рынка проводились обыски по делу о контрабанде. Заинтересовались «хавалой» сотрудники ФСБ РФ, которые под видом клиентов осуществили несколько «проводок».

Факты перевода денег были задокументированы, телефоны сотрудников и руководителей «хавалы» поставили на прослушку. Когда было собрано достаточно доказательств, СЧ ГУ МВД по ЦФО возбудила уголовное дело, десять руководителей «хавалы» (в их числе Эльчин Джабраилов, Дилороми Талбак, Шанлик Шукюров) были арестованы по решению Мосгорсуда. Им предъявлены обвинения по ряду статей УК РФ, в том числе по ст. 210 (организация преступного сообщества) и 172 (незаконная банковская деятельность). Недавно обвинительное заключение в отношении десяти фигурантов дела было утверждено Генпрокуратурой, материалы переданы в суд.