Повторит ли Обама судьбу Кеннеди?

Не так давно президент Обама решил обратиться к школьникам своей страны. В этом не было ничего нового и необычного - то же самое не раз делали его предшественники. Однако на этот раз было иначе. В различных районах страны,родители стали протестовать против «социалистической пропаганды», которой, по их мнению, подверглись бы их чада в ходе коллективного просмотра выступления президента

Не так давно президент Обама решил обратиться к школьникам своей страны через телевидение и Интернет. В этом не было ничего нового и необычного - то же самое не раз делали его предшественники. И все было спокойно - глава государства имеет право обратиться к своим согражданам - неважно, ко всем скопом или только к детям.

Однако на этот раз было иначе. В различных районах страны, особенно на юге и на западе, родители стали протестовать против «социалистической пропаганды», которой, по их мнению, подверглись бы их чада в ходе коллективного просмотра выступления президента. Многие школьные округа в Техасе, Флориде, Джорджии, Вайоминге и других штатах разрешили школам освободить учеников от необходимости посещения этого занятия, рекомендованного министерством образования США, - в Америке федеральное министерство местным органам образования не указ.

Но почему?! Когда к школьникам в 1988 году обратился Рейган, это не считалось «капиталистической пропагандой». Когда перед учащимися страны в 1991 году выступил Джордж Буш-старший, его никто не обвинил в «консервативном промывании мозгов» подрастающему поколению. Когда Джордж Буш-младший сидел в школьном классе во Флориде в момент атаки террористов 11 сентября 2001 года, это не стало поводом для протестов. А вот когда по их стопам пошел Обама, кое-кто поставил под сомнение его право обратиться к подрастающему поколению.

Здесь важно оговориться: эти «кое-кто» - не ничтожная горстка экстремистов. В Америке немало людей, для которых словосочетание «президент Обама» столь же неприемлемо, как оксюмороны типа «вкусный мусор» или «элегантный урод». Школы и школьники - всего лишь повод, с помощью которого они хотят сказать или хотя бы дать понять, что Барак Обама - «президент по недоразумению».

Реформа назрела, население недозрело

Еще один повод - и куда более сильный - «обамоненавистникам» обеспечили дебаты о реформе здравоохранения, которую новый глава Белого дома сделал главной целью своего президентства. Эти дебаты давно выплеснулись за стены Капитолия и с ожесточением бушуют на улицах и площадях Америки - от океана до океана. Реформировать систему здравоохранения пытались многие президенты США, начиная еще с Теодора Рузвельта, президентство которого закончилось 100 лет назад. Эту систему надо перестраивать потому, что по медицинским затратам ($2,5 трлн в год) в пересчете на душу населения США в среднем вдвое опережают любую другую развитую страну, но при этом 47 млн человек (из 300 млн населения) лишены медицинской страховки, а качество практического здравоохранения оставляет желать лучшего - оно далеко отстает от передовой американской медицинской науки и технической оснащенности. Все это - результат избыточной коммерциализации медицины в США.

В других индустриальных демократиях, включая соседнюю Канаду, государство обеспечивает всеобщее, в основном бесплатное, медицинское обслуживание, страхуя всех без исключения легальных жителей страны. В каких-то странах (скажем, в Англии) все работники медицинской отрасли - госслужащие, как было в СССР. В других (например в Германии) в рамках системы здравоохранения сосуществуют и госсектор, и частное предпринимательство, но доступ к медицине и при этой системе гарантирован всем. В США государство обеспечивает медицинской страховкой только пенсионеров (лиц старше 65 лет), инвалидов и тех, кто живет за чертой бедности, то есть попросту нищенствует. Медицинским страхованием всех остальных занимаются на сугубо рыночной основе частные страховые компании. Страховые планы создаются по месту работы при финансовом участии работодателя и наемных работников.

Но эта модель работает только в крупных компаниях. Две трети экономики США - это мелкий и средний бизнес, у которого чаще всего нет денег, чтобы что-то платить за своих служащих. А у служащих нет денег, чтобы покупать медстраховку по рыночным ценам. Для примера: ежемесячная плата за страховку на семью из трех человек - примерно $1 тысяча. Попробуйте выложить из собственного кармана такую сумму, если вы зарабатываете на семью, скажем, пять тысяч, из которых после вычета налогов остается три с чем-то тысячи, а квартплата при этом - тысяча или полторы.

По логике вещей, американцы должны были прийти к выводу, что их модель здравоохранения (которой нет ни в одной другой развитой стране мира) себя не оправдала и ее надо срочно менять. Ан нет! Взявшись за медицинскую реформу, Обама подставил себя под беспрецедентно яростный поток критики.

«Коммунист-мусульманин из Индонезии»

Спектр противников реформы простирается от простаков, одураченных медико-фармацевтическим лобби (а оно не жалеет миллиардов на антиреформенную пропаганду), до независимо мыслящих, убежденных противников вмешательства государства куда-либо. Эти люди - в основном обитатели глубинки, которым некуда больше ходить, кроме церкви и стрельбища, и которые в идеале хотели бы жить, как в XIX веке: федеральный Дядя Сэм далеко, не может ничего ни дать, ни взять - и не надо, мы сами о себе позаботимся.

Сегодня для них государство - это страшилка под кличкой Большой брат (хотя почти никто из них не читал романа Джорджа Оруэлла «1984-й» и не знает, что Большой брат пришел оттуда). Большой брат якобы собирается отнять у них оружие - поэтому они запасаются впрок, и оружейные магазины по всей стране сообщают об острой нехватке боеприпасов. Большой брат будет усиливать налоговый гнет и за счет наших налоговых долларов спасать «жирных котов» с Уолл-стрита, а сказки о спасении экономики на благо всего народа оставьте при себе. Ну а медицинская реформа лишит граждан свободы выбора врача и возможности получать нужную помощь в соответствии со своими пожеланиями. Вопросы с нашим лечением будут решать «комиссары Обамы». Он коммунист. Социалист. Он не американец, родился в Индонезии и потому не имеет права быть президентом. Он мусульманин. Он...

Дальше «обамоненавистников» останавливает проклятая политкорректность.

Надо бы воскликнуть: «Он ниггер!», но в Америке это чревато. Зато можно, прикрываясь свободой слова, нарисовать Обаме гитлеровские усики на плакате. Или пожалеть, что его не схоронили вместе с недавно почившим Эдвардом Кеннеди. Или выкрикнуть: «Вы лжете!» во время выступления президента в конгрессе. Или изобразить Обаму в обличье африканского знахаря с кольцом в носу, который колдует во вред народу. Можно кричать: «Долой социализм!». Хотя если бы кричащие хоть что-то знали о социализме с коммунизмом, они бы понимали, что политика Обамы имеет к этим «измам» примерно такое же отношение, как школьный кружок танца - к ансамблю Моисеева. Где-то чуточку похоже, но только совсем чуть-чуть.

Помню любопытный эпизод. В Вашингтоне проводили антиобамовское мероприятие «сторонники консервативных ценностей». Одна из участниц собрания поднимается на трибуну и заявляет: «С приходом Обамы мы, уснув в Америке, проснулись совсем в другой стране - в какой-то Швеции...» Автор этой статьи хорошо знает Швецию, когда-то работал в Скандинавии, поэтому могу сказать только одно: живя в Америке, можно только мечтать о том, чтобы жить, как в Швеции.

Никто не хотел говорить - кроме Картера

Суть отношения к Обаме выразил бывший президент Джимми Картер, который на днях отметил свое 85-летие. Он упомянул антиобамовские эксцессы в одном из своих публичных выступлений. При этом Картер высказал такую точку зрения: люди, свирепо атакующие президента Обаму, «убеждены, что он не должен быть президентом, потому что он афроамериканец».

Едва прикрытый расизм так и прет из антиобамовских плакатов, лозунгов и речей. Но сам Обама не согласился с Картером: по его словам, нападки на него не имеют расовой подоплеки. Спрашивается: почему Обама отрицает очевидное? Он делает это из чисто конъюнктурных соображений. Любые дискуссии на расовую тему отпугивают умеренных избирателей, центристов, поддержка которых во многом обеспечила победу Обамы на выборах. В 2012 году ему опять будут нужны их голоса.

Но расизм - это факт, от которого невозможно отгородиться никакой политической конъюнктурой, никакой политкорректностью и даже никакой законодательной базой, в которой четко прописан суровый запрет на любые проявления расизма. Историческая память, традиции прошлого порой оказываются сильнее. Кто не верит - может поехать в Джорджию, Алабаму, Луизиану, любой другой штат американского юга и там на месте убедиться, что расизм живет и здравствует. И сегрегация вместе с ним.

Что толку от того, что в 60-е годы при Линдоне Джонсоне была проведена насильственная десегрегация - солдаты национальной гвардии охраняли школы, куда на автобусах привозили черных детей для их смешения с белыми. Плохо смешиваются эти две расы на юге. Черные и белые живут отдельно, в разных районах. Ку-клукс-клан притих, но существует. Флаг мятежной конфедерации, которая полтора века назад, отстаивая рабство, потерпела поражение в Гражданской войне, развевается на многих домах, машинах, катерах и яхтах сегодняшних белых южан. А в музее первого и последнего президента конфедерации Джефферсона Дэвиса, который мне довелось посетить в городе Билокси (штат Миссисипи), царит атмосфера нескрываемого реваншизма. Уж там-то вы можете столько всего услышать про Обаму, что вам за него станет страшно.

Самый охраняемый президент

За Обаму есть все основания бояться. Ему угрожают физической расправой в таких масштабах, с которыми секретная служба, охраняющая высших лиц государства, никогда прежде не сталкивалась. Недавно в интернет-сети «Фейсбук» началось голосование по вопросу: «Считаете ли вы нужным убить Барака Обаму?». Через какое-то время администрация сайта прикрыла голосование, но сам факт, согласитесь, красноречив.

Со времени прихода Обамы на высший пост ускоренными темпами плодятся экстремистские организации - по данным ФБР, их за полгода прибавилось на полсотни с лишним. Все эти добры молодцы - кто со свастикой на рукаве, кто еще с какими «говорящими» символами - вооружены до зубов и постоянно упражняются в стрельбе и прочих военных навыках.

Те из них, кто не пытается открыто совершить покушение на Обаму, угрожают ему в слегка завуалированной форме. Как тот джентльмен, который пришел к месту выступления Обамы в Аризоне с автоматом на плече (там разрешено открыто носить оружие; правда, близко к Обаме этого человека не подпустили). Как еще дюжина мужчин при оружии, которые там же демонстрировали свое неприятие власти. Как их единомышленник в Нью-Гемпшире, который заявился на публичное выступление Обамы с пристегнутым к ноге пистолетом и плакатом в руках, гласившим: «Пора оросить древо свободы». Это цитата из Томаса Джефферсона, который однажды изрек, но совсем в другом контексте: «Пора оросить древо свободы кровью патриотов и тиранов». Можете сами сделать выводы о намерениях носителя этого плаката.

О растущей опасности со стороны антиправительственных фанатиков уже звучали предупреждения в середине 90-х годов. Власти по сути бездействовали, а кончилось это взрывом федерального здания в Оклахома-Сити. Тогда, 19 апреля 1995 года, погибли 168 безвинных душ. Сегодня опасность террористических вылазок возросла на порядок: ненависть экстремистов к государству преломляется, как солнечный луч сквозь увеличительное стекло, через персону Обамы.

«Верните мне мою страну!» - гласят плакаты правых активистов. «Их страна» - это Америка, где в Белом доме сидит белый человек, который позволяет всем жить по старинке: каждый за себя; кто смел, тот и съел; бедных и больных просят не беспокоиться, а чернокожих - тем более. Так было. Но так уже не будет.

Прямая речь

Льюис Дюгид, комментатор газеты «Канзас-Сити Стар»:

«...Иметь дело с оскорблениями, за которыми следуют отрицания, а потом извинения, приходится всем цветным американцам. Это похоже на укусы тысячи комаров. Ни один из укусов не является смертельным, но зуд и раздражение оставляют массу отметин, и на борьбу с этим злом приходится расходовать драгоценную энергию и время, которые можно было бы употребить на другие дела... Слава богу, что Джимми Картер имел смелость сказать об этом вслух. Если Обама хочет положить конец общенациональному расовому зуду и раздражению, он должен последовать его примеру...»

Источник: http://www.russianews.ru/second/27727/

11
1271
0