Главная роль Нины Ургант

На модерации Отложенный

Знаменитая актриса отказывается от неинтересных ролей.

Нина Ургант, звезда ленинградской театральной сцены, снялась почти в сотне фильмов. Но больше других своих ролей ценит образ медсестры Раи из картины «Белорусский вокзал».


– Нина Николаевна, вы снимаетесь сейчас в кино?


– Крайне неохотно. Только если кто-то очень сильно уговаривает. Недавно вот дала слабину: согласилась сняться в одном телесериале. Даже не хочу говорить, в каком. Ведь пошла туда исключительно ради денег... Где-то ещё появлялась. По просьбе знакомых актёров снялась в каком-то эпизоде. Просто помогла коллегам. Честно говоря, не помню названия фильма. Интересно, что я давно уже практически ничего не играю, но мне по-прежнему предлагают сценарии.
Я сейчас нигде не репетирую, не играю в спектаклях. К сожалению. Валерий Фокин, главный режиссёр Александринского театра, в котором я работаю, очевидно, не находит для меня роли. И я поэтому хотела подать заявление об уходе и не получать зарплату, ничего не играя. А потом подумала-подумала: я всю жизнь жила и получала нищенские копейки. Как я жила, одному Богу известно! У меня были одни туфли, одно платье и ни одного пальто. Одна курточка. А я уже была заслуженной артисткой. Вот я и думаю: да если я получала всю жизнь нищенскую зарплату, могу я не чувствовать себя бессовестной, получая зарплату в родном театре?

Конечно, если бы жила я на Западе и снялась в полусотне картин, могла бы не думать о своей старости. Но у наших артистов, во всяком случае моего поколения, ситуация материальная такова, что всё время будто начинаешь жизнь. Конечно, мне-то грех жаловаться, меня очень поддерживают сын и внук. Они всегда готовы сделать для меня всё что угодно. Но я не хочу садиться к ним на шею окончательно. Хотя надо отдать им должное, они сами всё время мне это настойчиво предлагают.

– Ваши фильмы постоянно показывают по телевизору, поэтому такое впечатление, что вы до сих пор активно работаете…


– Что-то показывают, но не всё. Было много фильмов и телевизионных спектаклей, как мне кажется, удачных, которые забыты. Например, фильм «Я родом из детства», где мы снимались вместе с Владимиром Высоцким, зрителю нынешнему знаком мало. И это напрасно, фильм хороший.

– Зато «Укротительница тигров» не сходит с экрана…


– Да, это совершенно поразительно. Казалось бы, такая непритязательная комедия. Но там очень большие актёры снимались. И Кадочников, и Людмила Касаткина. А для меня это была первая роль в кино, так что я с большой благодарностью вспоминаю эти съёмки. И благодаря этой роли я вообще осталась в профессии. Надо сказать, что меня как актрису сделал Георгий Александрович Товстоногов в ленинградском Театре имени Ленинского комсомола. Поначалу я его жутко стеснялась и даже боялась. Не то что играть, слова сказать при нём не могла, ничего не получалось. Товстоногов, исчерпав все подходы ко мне, заявил, что он меня выгонит, так как во мне ошибся. Я была в шоке. И тут выручил главный художник нашего театра Семён Соломонович Мандель, который сосватал меня сняться в «Укротительнице тигров», в общем-то в эпизоде, и великий Гога (так за глаза все звали Товстоногова, которого все бесконечно любили и страшно боялись!), на моё счастье, увидел эту картину.

После этого вызвал меня к себе, сказал, что мне надо раскрыться, и прибавил к моему окладу в 650 рублей ещё сто.

– Своей главной ролью в кино вы, вероятно, считаете медсестру в «Белорусском вокзале»?


– Безусловно. Благодаря этой роли меня до сих пор помнят. Вот вы интервью берёте. Хотя я и до «Белорусского вокзала» много снималась в подобных ролях. Но картина Андрея Смирнова подарила мне радость общения с такими артистами, как Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов, Алексей Глазырин. Мы очень сдружились во время съёмок и общались многие годы, вплоть до последнего дня жизни каждого из этих действительно больших артистов. Хотя в фильм я попала почти случайно. Произошло это благодаря настойчивости Андрея Смирнова. Помню, он пригласил меня на кинопробы. Я прошла пробы, он обещал позвонить, но прошёл год, и вдруг в одной из газет я прочитала: «Закончились съёмки «Белорусского вокзала». Конечно, я немного расстроилась – я уже успела полюбить и сам сценарий, и мою предполагаемую роль. Позавидовала счастливице, сыгравшей эту медсестру Раю. И вдруг – звонок. Снова Смирнов: «Мы сняли все, кроме сцен с участием Раи. Приезжайте». Я приехала в Москву, Андрей сделал вторую пробу со мной. Но художественный совет Мосфильма упорно не хотел утверждать мою кандидатуру. Они предлагали снимать Инну Макарову. Смирнов был непреклонен: только Ургант! Он даже поставил ультиматум, решил отказаться от дальнейшей работы над фильмом. Тогдашний директор «Мосфильма» Николай Трофимович Сизов махнул рукой: снимайте кого хотите, только доделывайте фильм! И я стала работать… Актёры, вся четвёрка, встретили меня очень настороженно. Отсняли мы первую сцену с моим участием. После дубля мои коллеги потянулись в просмотровый зал. Я одеваюсь в коридоре – мне пора уходить. И тут первым выходит Леонов, улыбается. Подходит ко мне, целует руку. «Вот так бывает! – говорит. – Приехала какая-то ленинградка и сразу сделала всё, как надо». Признали!

– Вы хотели, чтобы ваш сын стал актёром, помогали ему при поступлении в театральный институт?


– Когда Андрей был маленький, я работала в Театре Ленинского комсомола в Ленинграде, играла по тридцать-сорок спектаклей в месяц, а ещё и снималась. Потом перешла в Пушкинский (теперь он Александринский) театр и тоже практически не уходила со сцены. Мне, честно сказать, заниматься сыном было просто некогда. Мы жили по большей части вдвоем, я должна была зарабатывать, чтобы он ни в чём не нуждался. А уж куда там он будет поступать, думала я, пусть сам решает. Он и решил. Сдал экзамены и сказал мне: «Я поступил в театральный». Конечно, я была очень рада. А Иван, мой внук, как раз, наоборот, советовался. Но действовал тоже вполне самостоятельно. Это такая профессия, в которой можно только самому чего-то добиться, родственные связи не помогут. Я очень рада, что Иван сейчас стал работать в театре, играет в Москве в спектакле «Бешеные деньги». Я уверена, что у него есть данные серьёзного артиста. Но его передачи я смотрю с удовольствием и гордостью.