Депутаты высказались против инсайда

На модерации Отложенный

Серьезно наказывать за манипулирование информацией в России начнут только через три года.

Госдума приняла во втором, основном, чтении законопроект «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулировании рынком».

В традициях иностранного права за нарушение норм закона предусмотрено не только административное, но и уголовное наказание. Однако пока еще инсайдеры могут быть спокойны: в полную силу закон вступит не раньше чем через три года.

Ограничить на законодательном уровне распространение инсайдерской информации в России пытаются уже больше десяти лет. Нынешний законопроект был внесен в Госдуму еще в конце 2008 года. В первом чтении его одобрили в апреле 2009 года, после чего документ отправился на доработку. Сроки ее ограничил Дмитрий Медведев, который до мая этого года потребовал урегулировать все спорные вопросы. В том числе президент попросил учитывать позицию медийного сообщества. «Я встречался с руководством СМИ, с главными редакторами, они очень обеспокоены законом об инсайдерской информации и считают, что это будет удавка на горле средств массовой информации, что из них выпьют кровь, заставят отвечать за те вещи, которые они не совершали», - так описал ситуацию президент.

Ко второму чтению в законопроект было внесено 69 поправок. Но при этом, как отметил руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов, закон получился «компромиссный, он отвечает не на все вопросы».

Что касается средств массовой информации, то в одобренной во втором чтении версии документа ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не могут считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. Тем не менее, привлечь СМИ к ответственности за манипулирование рынком можно, но лишь в случае, если ими была получена выгода, или если ФСФР не были предоставлены сведения об источнике информации, признанной ложной.

Однако еще ряд вопросов остался не решенным. В том числе до сих пор существуют серьезные разногласия между Центробанком и ФСФР. Регулятор финансового рынка требует от Банка России раскрывать имеющуюся у него инсайдерскую информацию в общем порядке. Также ФСФР хочет получить возможность влиять на отзыв банковских лицензий и проверять Банк России на предмет соблюдения им закона об инсайде и манипулировании. Центробанк на такие условия, естественно, не согласен.

Любопытным представляется и найденный «компромисс» относительно сроков вступления в силу закона, а также предусмотренных им видов наказания. Предполагается, что сам закон вступит в силу через шесть месяцев после дня опубликования. При этом нормы об административной ответственности будут применяться по истечении года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности - через три года. Отозвать банковскую лицензию у кредитной организации-нарушителя также можно будет только через три года с момент опубликования закона.

Что касается наказаний, то предполагается установление штрафа за манипулирование рынком в 300-500 тыс. рублей или в размере дохода осужденного за один-три года. Альтернативным наказанием может стать лишение свободы на срок до четырех лет с наложением штрафа. Если манипулировала организованная группа, и ущерб был причинен в особо крупном размере, то штраф составит уже до миллиона рублей или его размер будет равен зарплате осужденного в период от двух до пяти лет, срок лишения свободы - от двух до семи лет с наложением штрафа и запретом занимать определенные должности. Помимо этого уголовное наказание вводится за умышленное использование инсайдерской информации, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям, государству.

Крупными предлагается считать убытки в размере более 2,5 млн рублей, а особо крупным - свыше 10 млн рублей. Глава ФСФР Владимир Миловидов говорит, что данная версия – это «минимизация возможных уголовных преследований за инсайдерскую информацию». «У нас недостаточно опыта для того, чтобы в этой тонкой сфере быть уверенным, наказывая людей, сажая их на много лет», - сказал глава ФСФР Владимир Миловидов.

И проблема, очевидно, не только в нехватке опыта. «Придется как-то классифицировать то, что говорят чиновники, а они иногда говорят таким языком, что не разберешь, что же имелось в виду. Скорее всего, привязаться к их словам в том или ином конкретном случае и провести лингвистическую экспертизу будет очень сложно. Чиновники у нас и раньше не очень следили за своим языком, и скорее всего, так будет и дальше», - заявил накануне второго чтения законопроекта глава Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.

Надо сказать, что и мировой опыт свидетельствует о том, что совершенного законодательства, регулирующее злоупотребление инсайдом не существует. Так, по данным члена биржевого совета ФБ ММВБ Александра Филатова, лишь 4% дел об инсайде в мире доходит до судебного разбирательства. И это притом, что законодательство об инсайде существует во многих странах не первый десяток лет.

Впервые нормы, касающиеся инсайда, были включены в 1934 году в Закон о фондовых биржах в США. Через 14 лет соответствующие положения внесла в Закон о ценных бумагах и биржах Япония. Начиная с 80-х годов, номы или отдельные законы об инсайдерской информации появились практически во всех странах мира. Таким образом, Россия отстала в этом вопросе от развитых стран минимум на 30 лет, а от США – более чем на 70 лет.

И именно в Америке сегодня установлено максимальное суровое наказание за инсайдерскую торговлю. Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) может потребовать через суд наложения на инсайдера штрафа в три раза превышающего полученную прибыль или убытки, которых удалось избежать (максимально штраф до миллиона долларов). Но инсайдер также несет материальную ответственность перед лицами, которые в период совершения им инсайдерских сделок осуществляли сделки купли-продажи ценных бумаг. В этом случае величина возмещения может быть неограниченной. Помимо этого в США за «инсайд» можно получить еще и до 10 лет тюремного заключения.

В последнем варианте законопроекта инсайдерская информация определяется как точная и конкретная информация, которая не была ранее известна и распространение которой сможет оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и товаров. К такой информации относятся сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в вопросе, касающемся информации о почтовых денежных переводах.

В число инсайдеров включены эмитенты и управляющие компании, хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в границах РФ, организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли. Также к инсайдерам относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, региональные власти, органы местного самоуправления. Помимо этого инсайдерами предложено считать руководителей федеральных органов исполнительной власти, которые имеют доступ к инсайдерской информации; информационные агентства, осуществляющие раскрытие или предоставление информации; организации, которые присваивают рейтинги; а также физических лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации.