Жертвы традиции

На модерации Отложенный

Эта молодая женщина переехала в Швецию из Ирана десять лет назад. Новая жизнь означала новую школу и новых друзей. Однако ее семья, очень традиционная, не приняла ее новый образ жизни.

ФАТИМА, жертва \'honor crime\': Когда мой отец узнал, что у меня есть друзья-шведы, он запретил мне с ними встречаться. Я отказалась. Он и братья начали меня избивать. Меня, мою сестру и маму, - они защищали меня.

После того, как отец стал угрожать, что убьет ее, молодая женщина сбежала в другой город. Фатима - она решила, что звать ее будут так, - скрывается уже несколько лет.

История Фатимы - пример так называемого \'honor crime\', преступления чести. Речь идет о случаях, когда родители, чаще всего в традиционных мусульманских семьях, применяют насилие по отношению к женщинам - чтобы принудить их к замужеству по договоренности, воспрепятствовать их интеграции в общество, за добрачные связи, \'бесчестье\'.

Марианне Форслунд (Marianne Forslund), социальный работник: Приехать в Швецию за лучшей жизнью - это было решение ее родителей. Девочки вырастают, начинают желать больше свободы, чем родители могут им дать. Девушки видят, как живут их сверстницы, и все кончается семейными конфликтами. Я знаю 2-3 случая убийств. Некоторые девочки прыгали с балкона, чтобы покончить с собой. 

Один из таких случаев потряс Швецию семь лет назад. У 26-летней турецкой иммигрантки Фадимэ были конфликты с семьей - из-за того, что ее друг был шведом. Она сбежала из дома, но отец ее отыскал и застрелил. Похороны этой девушки показывали в прямом эфире по телевидению, на них присутствовали члены королевской семьи. Смерть Фадимэ спровоцировала жаркие споры в обычно сдержанном шведском обществе.

Они привели к созданию нескольких гражданских организаций, оказывающих поддержку жертвам такого насилия.

Марианнэ Форслунд возглавляет одну из таких организаций. Она с сожалением констатирует, что работы у них по-прежнему очень много.

Марианне Форслунд: Пять лет назад мы начинали с помощи десяти девушкам. В прошлом году их было 160. Мы помогаем им сменить имена, предоставляем им жилье в других городах. Так, чтобы их нельзя было отыскать.

Секретности эти организации уделяют особенное внимание. - Ведь в 2002 году девушка была убита именно потому, что разгневанные родители смогли ее найти.

Во время нашей с ней беседы Фатима очень нервничала. Она настояла на том, чтобы мы не показывали отличительных черт ее внешности.

Фатима нашла работу, которая ей нравится, она говорит, что у нее все хорошо. Но она все еще испытывает страх.

Фатима: Я скорее буду жить в одиночестве и бороться за свое существование, чем вернусь туда, где раньше был мой дом.

По оценкам, мусульманская община Швеции включает в себя порядка трехсот тысяч человек. Социальные работники отмечают, что проблема не касается всех мусульманских семей.

От трех до четырех сотен девушек в год бегут из своих семей, чтобы избежать насилия и оскорблений. Однако это, по их словам, не означает, что угроза невелика.

Они приехали сюда в поисках лучшей жизни, но, кажется, не все они готовы отойти от своих традиций. Государство вкладывает деньги в меры по предотвращению совершения таких преступлений, а число женщин, ежегодно обращающихся за помощью, все еще не уменьшается.