Чем чревато благополучие в кредит

На модерации Отложенный Украинская экономика процветает — такое впечатление может создаться, если посмотреть на обилие новых автомобилей в крупных городах, очереди за кредитами на покупку бытовой техники и заоблачные цены на недвижимость.

Но основания у этого роста благополучия достаточно шаткое — быстрыми темпами в долги залазят не только простые украинцы, но также компании и банки. Момент истины настанет через год–два. Когда экономика наберет кредитов под завязку, встанет вопрос — способна ли она расплатиться по ним.

Страна должников

25-летний менеджер по рекламе Виктор Панкратов недавно купил новый Mitsubishi Lancer. Он давно мечтал о новой иномарке, но денег накопить никак не получалось. Благодаря банковскому кредиту он теперь водит машину своей мечты всего за $350 в месяц. «Есть кондиционер, подогрев сидений, электростеклоподъемники, да и двигатель 1,6 л», — довольно перечисляет он преимущества автомобиля, обладание которым тешит его самолюбие. Виктор не знает, сможет ли он через 5 или 6 лет платить столько же, но сейчас его это не беспокоит.

Согласно официальным данным Министерства экономики, украинцы влазят в долги фантастическими темпами – рост кредитов гражданам в прошлом году составил 134%, в этом – уже 165%. Так живет и украинская экономика. Так же быстро в долги залазят и банки – они берут их за рубежом.

Альфа-Банк, в котором Виктор взял кредит, тоже одалживает деньги. Правда, большими суммами и намного дешевле. Так, еще в июле 2007 г. банк продал еврооблигации на $200 млн. и платит по ним 9,25% годовых, а в октябре получил $61 млн. под 6%. Простым клиентам некоторые кредиты в этом банке выдаются под 40% годовых, так что заработок получается неплохой.

Долги самих банкиров растут не менее впечатляющими темпами. Если в начале 2006 года банковский внешний долг составлял 6,1 млрд. грн., то в начале этого – уже 14,09 млрд. грн., а к июлю – 21,2 млрд. грн.

Волнующие доходы

Волноваться еще рано, резервы для роста есть, считает экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь. По оценкам экспертов, кредиты имеют от 6 до 7 млн. украинцев – по соотношению к количеству населения это намного меньше, чем в Европе.

Однако не рост кредитов, а медленный рост реальных доходов населения должен внушать опасения, считают другие эксперты. За три квартала этого года они выросли всего на 11,5%. Именно поэтому впервые за историю Украины общий объем долгов клиентов превысил 40% по отношению к их доходам. Так, реальные доходы населения за три квартала этого года составили 315 млрд.
грн., тогда как задолженность граждан по банковским кредитам – 127,9 млрд. грн.

«Население берет кредиты не задумываясь, я не вижу источников для погашения этих долгов», – переживает советник министра экономики Сергей Яременко. Годом ранее ситуация была не такой критичной – тогда доходы составили 480 млрд. грн., а задолженность по кредитам – 78 млрд. грн.

Но главная опасность кроется в том, что деньги из банков направляются не на производство товаров, а на их потребление. «Приток кредитных денег для населения должен подкрепляться и выпуском товарной массы. А вот как раз это и было нарушено. Получая повышенный доход от потребительских кредитов, ряд банков фактически устранился от процесса кредитования производителей продукции», – переживает почетный президент Укргазбанка Василий Горбаль. Фактически украинские банки своими кредитами финансируют экономику других стран, ведь кредитные деньги направляются в большой степени на импорт — покупку автомобилей и бытовой техники.

Беря в долг, ты увеличиваешь инфляцию

Стремительно приобретая потребительские товары, украинцы только стимулируют инфляцию, считает Василий Горбаль. Для борьбы с ней Нацбанк может уже очень скоро потребовать от банков ужесточить условия кредитования. Однако этого может и не потребоваться.

В следующем году люди перестанут так массово брать кредиты. «Банковская система должна готовиться к замедлению темпов роста в следующем году», — предупреждает президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. Именно так может проявиться замедление темпов роста благосостояния украинцев.

Но украинские банкиры к тому моменту уже могут стать заложниками европейских или американских банков. Заместитель директора направления «Рейтинги финансовых институтов» международного рейтингового агентства Standard&Poor’s Екатерина Трофимова считает, что бурный рост кредитования делают украинскую банковскую систему уязвимой для колебаний на международных рынках. Ведь банкиры раздают кредиты на 7–20 лет, а сами получают деньги на 1–2 года. «В структуре пассивов банков будет отображаться мировой финансовый кризис, возможны проблемы с ликвидностью», — подтверждает Сугоняко.

Хватит ли денег на погашение кредитов у простых клиентов? Банкиры уверены, что хватит. Вчера исполнительный директор Нацбанка по вопросам банковского надзора Александр Киреев заверил журналистов, что общая доля невозвращенных кредитов уже начала снижаться.