Зачем России Гайд-парк?

На модерации Отложенный

Президент Медведев на встрече со статусной российской общественностью поддержал в общих чертах идею создания в Москве аналога лондонского Гайд-парка, дабы общественность невозбранно могла высказаться на природе в кругу родных, знакомых и сопутствующих зевак.

Еще в давние времена российское дворянство по-хорошему завидовало либеральным иностранным порядкам. Сам царь Петр Алексеевич, понаблюдав заседание английского парламента с галереи, вздохнул протяжно - вот бы и у нас завести. Хорошо, говорит, когда народ открыто правду вслух глаголет! И поехал домой, рубить стрельцам их буйны головы.

А в годы Французской революции юный Строганов закрутил в Париже роман с известной политической куртизанкой Теруань де Мерикур. Лазал с ней по баррикадам, шастал по митингам. А потом, как приехал, ну рассказывать! А все его расспрашивали, скажите, как там Бастилия, как она, вообще, эта самая де Мерикур, ну, и какова эта самая 'свобода слова'.

А уж в 19 столетии всерьез возмечтали наши дворяне о лондонских и парижских порядках. Приезжает, скажем, Воронцов от папы из Лондона, и ну рассказывать, что пишут в лондонских газетах. Да у нас бы за такое в Сибирь! Или вот про Гайд-парк: влезает оратор на тумбочку и ну ругать правительство! Его слушают, вопросы задают, а полицейский рядом стоит, за порядком смотрит, не вмешивается. Да у нас жандарм бы сразу такого за фалды и в кутузку! Покачают наши либералы головами, поохают, и по своим делам: кто в клуб в карты играть, кто к балу готовиться, а кто с приказчиком разбираться, почему оброк полностью не довез с подмосковной усадьбы.

А уж летом, на пленэре о свободе слова вообще мечтать было привольно: лес, река, поле, сад, в саду крепостные девки поют, барскую малину собирают. И слышно, что не все поют, некоторые из них ягоды, видать, тайком лопают. Надо сказать, чтобы их слегка постегали, а то распускается народ! То ли дело в Лондоне, вот там порядки, а у нас? Не могут даже дороги починить и мостки поправить, а туда же, мы, мол, Европа!

Так родилась мечта о Гайд-парке в России в головушках либеральных англоманов, и крепкие воздушные корни запустила в души российских интеллигентов. Еще недавно сидел четвертый сын местного священника в своей Калуге в гимназии и думал, как бы у папы полтину на праздник выпросить, а приехал в Москву в университет, пообщался с либеральными барами, да такими же, как он сам, поповскими детьми из профессуры, и тоже захотел Гайд-парка. Полагал, что есть ему, что сказать, ибо он пролистал 'Феноменологию духа', слышал краем уха о Международном товариществе рабочих и запрещенного Чернышевского читал тайно в кровати при свече.

Бабушка моя росла в семье учителя гимназии: и как соберутся педагоги пить чай у кого-нибудь на квартире, так про Гайд-парк непременно вспомнят. А дедушка мой был актером в провинции, и там, за нарезанной на простой бумаге колбасой и водкой-монополькой, обязательно поднимут актеры вопрос о Лондоне и Гайд-парке. Им тоже есть чего народу сказать: в головах и Шиллер, и Островский, и Шекспир. А вот нельзя - в Сибирь сошлют!

В коридорах московского университета, в коммунальных московских квартирах, в модных подвалах художников я сам не раз слышал, как вскипал вопрос о Гайд-парке. У нас бульдозером выставки художников сносят, на Красной площади протестующих граждан арестовывают, тоталитаризм проклятый! То ли дело в Лондоне, там есть даже Гайд-парк! Протестуй, ничего тебе не будет! Потому что там правовое государство, не то, что у нас!

И вот в наши дни президент Медведев вступил в вековую область интеллигентской мечты и сказал со значением, пусть и у нас в Москве будет Гайд-парк, как в Лондоне, раз так хотят критически мыслящие личности.

Только вот времена настали другие. Выходишь, например, из здания правительства Москвы на Тверской - стоит мужчина, в руках плакат. Ругает власти почем зря! Рядом стоит милиционер, и ничего не происходит. Подходишь к Генеральной прокуратуре, и там тетеньки с плакатами, клеймят позором всех подряд. Прокуроры проезжают мимо на своих машинах, протестующие чуть ли не здороваются с ними. И у Совета Федерации кто-то машет причудливым флагом, и у Московской думы унылый пикет стоит.

Как ведь у нас сегодня: подавай заявку на митинг или пикет и проводи на здоровье, но не на Красной площади, и не на Тверской улице - там режим охраны, тут городской транспорт, нельзя. Выбери себе набережную, парк, сквер и устрой свой личный Гайд-парк на час, на два, на три! А если лень куда-то идти, то подключись к Инернету: вот где всемирный Гайд-парк. Тут даже не свобода, а какая-то гротескная вседозволенность! Пиши, читай, ругай, выдумывай и все это можешь делать анонимно и безнаказанно.

Вот так всегда и бывает в жизни: долго чего-то хочешь, а когда приходит время, что можешь получить, вроде бы и не нужно уже. Ведь дорого яичко к Христову дню!

Но все же надо сделать в Москве Гайд-парк. Чтобы была такая достопримечательность. Человек должен иметь возможность выступить, поговорить пообщаться 'вживую' на любые темы, которые его волнуют.

Тем более, в Москве есть прекрасные усадьбы: Люблино, те же Кузьминки, к которым трудно бывает проехать из других мест в городе, поэтому в них мало посетителей. Вот там и летом, и зимой мог бы начать работать московский Гайд-парк. Это бы дополнительно вдохнуло жизнь в усадьбы, позволило бы сделать эти места привлекательными и для туристов, и для любителей художественного политического слова.

Ну и наладить там торговлю пирожком, сбитнем, сосиской. Сделать там же места развлечения для детей, которых можно было бы держать под наблюдением педагогов, пока папы и мамы предаются политике. А то ведь дети от скуки прокиснут, 'теток и дядек' слушая. Тут же пусть будут выставки, концерты, продажа кустарных изделий: Медведев с Путиным пилят бревно власти, Явлинский пищит 'уйди-уйди', ну и художественное панно из Холуя: 'Жириновский выдает каждой русской бабе по мужику'.

Да только общественность, боюсь, не захочет, скажет, 'какие такие Кузьминки', подать нам Александровский сад да Тверской бульвар! У нас ведь теперь оппозиция капризная стала, все ей не так. Не хотим митинг у гостиницы Украина, хотим шествие на Тверской. 'Хочу быть владычицей морскою', и все тут! Ведь оппозиция наша давно уже не борется за свободу слова, ее у нас хватает, она борется за доступ к средствам массовой пропаганды. А здесь, в нашей политически неразвитой стране, кто схватился за рычаг пропаганды, того скоро будет и власть. Что предполагает также, что если попал кому в руки этот рычаг, тот уже не отдаст его никому другому.

Поэтому на повестке дня у нас сегодня стоит другой вопрос: каким образом сделать так, чтобы наша свобода слова стала деятельной общественной силой, чтобы она смогла быть сильнее пропагандистской машины любой власти. И здесь есть только один выход, самоограничение в пустословии и концентрация мысли. Надо оппозиции учиться говорить умные вещи, для этого много думать, читать, наращивать интеллектуальный потенциал дискуссий, чтобы создать, наконец, мощное экспертное сообщество, 'экспертную и референтную власть'. Тогда умное слово возобладает над пещерным медведем пропаганды, предлагающим голосовать сердцем, а думать спинным мозгом. Тут и Гайд-парк немного пригодится.