Кто правит бал в тюрьме

На модерации Отложенный Начальник управления Генпрокуратуры Сергей Куденеев — “МК”: “Руководство колонии отдало зону на откуп осужденным”

Бунт в колонии для несовершеннолетних в Свердловской области, волнения в колонии под Петербургом, голодовка в Крестах… Что стоит за массовыми беспорядками в колониях? Почему Федеральная служба исполнения наказаний не смогла их предотвратить? Об этом “МК” рассказал начальник Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ, государственный советник юстиции 2-го класса Сергей Куденеев, который возглавлял комиссию Генпрокуратуры по расследованию массовых волнений в Кировградской колонии.

— Сразу же после массовых беспорядков в колонии для несовершеннолетних в Кировграде туда для выяснения причин выезжала бригада Генеральной прокуратуры РФ под вашим руководством. К каким выводам пришла ваша группа?

— Максимальное количество заключенных, которое может содержаться в этой колонии, — 480 человек. На момент происшествия в ней находилось даже меньшее количество людей — 463. Из них 74 — совершеннолетние осужденные. За 9 месяцев этого года в ГУФСИН области от осужденных пришло только 6 обращений по условно-досрочному освобождению, переводу в другие колонии. В аппарат Уполномоченного по правам человека в Свердловской области поступило всего одно обращение осужденного с просьбой помочь в трудоустройстве. То есть с этой стороны никаких оснований для бунта не было.

— А каковы были условия содержания в колонии? Может быть, здесь причина волнений, которые привели к человеческим жертвам?

— Это была образцовая колония. Самая лучшая в регионе. В ней оборудован современный компьютерный класс с жидкокристаллическими мониторами, своя спортивная площадка, хоккейная и футбольная команда, секция греко-римской борьбы, отдельная форма, которая в летнем варианте мало чем отличалась от гражданской одежды, хорошее питание. Туда возили всех гостей, чтобы показать, как должна быть обустроена современная колония.

— Как развивались события?

— Массовые беспорядки начались в 22.30. Осужденные различных отрядов под влиянием председателей советов коллективов отрядов вышли ночью на плац, затем прошли по территории колонии, разграбили магазин и медико-санитарную часть, где выпили весь спирт, разгромили дежурную часть, два здания штаба, ПТУ, школу. В ПТУ была похищена краска. Ее разливали по пакетам и дышали парами. В результате во время бунта многие находились в состоянии алкогольного или токсического опьянения.

Затем подожгли все эти здания. Когда им встретился дежурный помощник начальника колонии капитан внутренней службы Завьялов, попытавшийся остановить разбушевавшуюся толпу, его буквально забили до смерти. Били очень жестоко. Еще пять сотрудников колонии получили телесные повреждения.

Часть этой группы попыталась прорваться через заграждения на территории промзоны, чтобы выйти за пределы колонии. Караулом в составе 10 человек было сделано несколько предупредительных выстрелов. Но это не помогло. Тогда был открыт огонь на поражение. 8 осужденных получили огнестрельные ранения. Двое из них — Слепухин и Брагин — скончались на месте.

Заключенным удалось взять двух заложниц. В результате переговоров практически удалось достигнуть компромисса и уговорить бунтовщиков отдать женщин, вывести раненых, чтобы доставить их в больницу, и разойтись по помещениям. У них же не было никаких требований на тот момент. Три четверти ребят выскочили на плац, потому что так сказали “авторитеты”. Но затем бунт разгорелся с новой силой, и пришлось вводить спецназ для прекращения массовых беспорядков.

В этой колонии уже было несколько печальных случаев. В начале 80-х годов там уже был крупный бунт, а в 1989 году осужденные прорвали ограждение и в массовом порядке добрались до города, учинив там беспорядки.

— Получается, что бунт организовали конкретные лица?

— К сожалению, да. Поводом для беспорядков, которые привели к жертвам и ущербу более чем 30 млн. рублей, стало этапирование из колонии совершеннолетнего Бакланова, являвшегося “авторитетом” среди заключенных и, как это не парадоксально, одновременно председателем совета коллектива колонии. Он попал в зону в марте прошлого года уже совершеннолетним. Бакланов сумел сплотить вокруг себя таких же отрицательно настроенных совершеннолетних. Администрация колонии делала им необоснованные послабления.

Но в день бунта Бакланова все-таки увезли. А ио начальника колонии в тот день, зная, что могут начаться волнения, — они уже были в августе — покинул ее территорию уже в 17.00. Никаких мер по усилению безопасности не было.

Комиссия Генпрокуратуры пришла к выводу, что причиной и условиями трагедии стали отсутствие надлежащей оперативной и воспитательной работы, пассивностьдолжностных лиц при наличии информации о готовящихся массовых беспорядках.

У 50% воспитателей не было соответствующего образования и опыта работы с несовершеннолетними. Много нареканий и к ГУФСИН, который, судя по отчетам, провел в этой колонии 137 проверок за год и ничего не увидел.

Обыски в колонии проводились формально. При последнем, 5 октября, были задействованы 37 сотрудников этой колонии и 15 из “взрослой”. Они изъяли гражданскую одежду и головные уборы, 19 цветных карандашей и фломастеров, 7 неисправных зажигалок, 14 вырезок из журналов порнографического содержания. А вот деньги, спиртное, мобильники, ножи и заточки вообще не нашли. Их осужденные потом в массовом порядке сбрасывали после ввода спецназа.

Следственный отдел следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по области возбудил уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьями УК по убийству, захвату заложников, массовым беспорядкам.

По результатам проверки Генпарокуратура внесла представление директору ФСИН России, в котором поставила вопрос об ответственности не только должностных лиц колонии, ГУФСИН по области, но и ряда руководящих лиц ФСИН.

В ходе проверки комиссия Генпрокуратуры посетила и другую воспитательную колонию области — Краснотурьинскую, где также были выявлены нарушения.

— Есть ли предварительные результаты расследования событий в колонии №5 Ленинградской области?

— Проверка установила, что 25 октября 2007 года около 18 часов во время вечерней прогулки семерых осужденных, содержавшихся в ШИЗО, один из них попытался достать окурок с заградительной сетки. Это заметили сотрудники Управления ФСИН по Челябинской области, которые вошли в прогулочный двор и применили к осужденным силу. Врач, осмотревший затем пострадавших, зафиксировал видимые телесные повреждения у двух человек: у одного — ссадина на ноге, у второго — на лбу и затылке.

Через два дня в этой же колонии в помещении цеха был обнаружен труп Сергея Венедиктова, осужденного на три года лишения свободы. Он был найден повешенным на электрическом проводе. При осмотре трупа видимых наружных повреждений, кроме странгуляционной борозды на шее, не обнаружено.

— У него не были сломаны ноги, как писали некоторые СМИ?

— Проверка показала только следы удушения.

— Из-за чего началась голодовка в Крестах?

— В следственном изоляторе №1 (Кресты) Санкт-Петербурга 28 октября на утренней проверке 259 заключенных под стражу заявили об отказе от приема пищи в связи с несогласием с действиями администрации и ненадлежащими бытовыми условиями. В Кресты выезжали руководители прокуратуры и ФСИН города.

Проводится проверка, которая пока еще не завершена. На полдень 30 октября от еды отказываются 2 человека. Остальные голодовку сняли.

— А в чем же причина голодовки?

— После смены руководства изолятора — аналогичная ситуация и с колонией — ужесточились режимные требования. Отбираются мобильники, другие запрещенные вещи. Все это вызывает недовольство криминальных лидеров, а они пытаются бороться.

— Принимает ли прокуратура жалобы от заключенных? На что они жалуются?

— На нас возложена эта обязанность в соответствии с законом. В 2007 году в Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генпрокуратуры РФ поступило более 4500 обращений. Из них от осужденных — 2663, из правозащитных организаций — 75. Чаще всего сообщают о недозволенных мерах воздействия администрации, неоказании медпомощи, плохих бытовых условиях, неотправлении жалоб и заявлений, злоупотреблении служебным положением. По каждому заявлению проводится проверка и принимаются меры.

— Сколько нарушений было зарегистрировано в работе ФСИН России?

— За 9 месяцев прокурорами проведено свыше 21 тысячи проверок в учреждениях и органах УИС. Внесено 9782 представления об установлении нарушений законов должностными лицами УИС. 6849 сотрудников привлечены к дисциплинарной ответственности. Генпрокуратурой РФ в 2007 году директору ФСИН внесено 9 представлений о нарушении уголовно-исполнительного законодательства, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 180 руководителей и сотрудников учреждений и органов исполнения наказания. За преступления на службе в первом полугодии 2007 года осуждено 45 работников УИС. В прошлом году за этот же период — 34 человека.

— Насколько правозащитники объективны в оценке сегодняшнего состояния колоний?

— Общественный контроль за деятельностью уголовно-исправительной системы — важный фактор в защите прав осужденных. Но только, если он объективен. Проблема нарушения прав лиц, содержащихся в колониях и СИЗО, несомненно есть. Во многих учреждениях не6 соблюдаются установленные законом минимальные нормы жилой площади, санитарно-гигиенические нормативы, не обеспечены необходимые материально-бытовые условия.