Не очень страшное кино \"Юленька\"

На модерации Отложенный

Создатели нового российского психологического триллера «Юленька» рассказали, как его снимали, а мы оценили, что у них получилось.

Киноафиши с маленькой девочкой (с устрашающим макияжем) и слоган «Она не играет в куклы. Она играет людьми» готовят зрителя к тому, что будет страшно. Соответствует этому и начало фильма — тихий городок вдали от столицы, паром через туманную реку, перевозчик, напоминающий Харона. Тут мы и узнаем о том, что ради будущей жены Леры, страдающей астмой, преподаватель университета Андрей Белов переезжает из Москвы в Ялту — туда «где воздух почище». И становится классным руководителем 5-а класса в женской гимназии «с высокими моральными устоями». «Будет страшно» — думают зрители, когда девочка на линейке 1 сентября падает в обморок, а на первом же уроке Белов узнает о недавней смерти одной из учениц его класса. В общем, интригующее начало триллера, выдержанное по всем правилам. О том, как развивались события дальше, вы и сами узнаете, посмотрев фильм. А обо всем остальном нам рассказали его создатели.

О больших и маленьких женщинах

Александр Стриженов, режиссер-постановщик:
Мальчики из картины исчезли потому, что у меня самого в семье растут две девочки, и про мальчиков я ничего не понимаю. К тому же, мне хотелось создать вокруг главного героя атмосферу звенящей холодной сексуальности: женский педагогический коллектив в гимназии ведет себя очень сдержанно, девочки на линейке маршируют с барабанами, завуч немного разговаривает по-немецки. Детский кастинг был огромным. Мне показалось, что девочек была тысяча. Но в итоге, девять прекрасных юных созданий, которые составляют основной костяк этого класса, оказались очень талантливыми.

Андрей Курейчик, сценарист:
Идея написать этот сценарий — из моего детства. Сама жизнь родила этот сюжет. Многие персонажи имеют реальные прототипы. Правда, сама Юленька в реальной жизни была обыкновенной девочкой, без интеллекта взрослой женщины. Хотя…

Даша Балабанова, актриса, сыгравшую Юленьку:
Теперь в школе меня немного дразнят: обзывают Юленькой-злом, но я не обращаю на это внимания. Ведь, скорее всего, они просто завидуют.

О глупых мужчинах

Марат Башаров, актер, сыгравший главного героя:
После выхода этого фильма все мужское население меня проклянет. Потому что мой персонаж показал всем мужикам, что нельзя изменять родным и близким. Мы все счастливые, потому что нас не настигает такая страшная кара. Но за все в жизни нужно платить. И мой герой за мимолетное наслаждение и собственную глупость поплатился всем, что у него было в жизни. Он потерял все! Поэтому наш фильм призывает всех мужчин быть осторожными и много-много раз подумать перед тем, как отправиться налево.

О жестоких детях

Марат Башаров:
В реальной жизни попадаются очень жестокие дети. Потому что они воспринимают все по-настоящему. Взрослые могут стерпеть, опустить глаза, постараться не заметить. Дети, напротив, замечают все. И когда их обижают, они могут по-своему мстить. Конечно, я не скажу, что сплошь и рядом у нас ходят одни Юленьки, но мы привыкли считать, что дети — это дети, а на самом деле они знают очень много, и очень много чувствуют.

Артур Гимпель, оператор-постановщик:
Поскольку детская жестокость всегда шокирует, мы решили переместить действие фильма в женскую гимназию. Ведь к тому, что дерутся мальчики, все привыкли, а жестокость девочек шокирует особенно.

Александр Стриженов:
В эту профессию я пришел не только для того, чтобы снимать комедии. На примере главного героя я хотел показать, что, допуская в общении с детьми двойную мораль, мы рискуем получить серьезные проблемы. Ведь дети не сами становятся чудовищами, их к этому толкают взрослые.

О съемках фильма

Марат Башаров:
На площадке подобрались люди молодые, иногда старались подшутить. Но в первую очередь мы должны были блюсти атмосферу триллера. Поэтому шуточки быстро забывались, а вот историю с черной кошкой, например, долго не забудем. Во время съемок одной из сцен в кадр вбежала черная кошка.

Представляете, а у нас психологический триллер! Александр Стриженов решил не переснимать сцену, но вечером начался настоящий ураган, деревья падали, как спичечные домики. В общем, натерпелись страху. К счастью, все мужественно пережили это происшествие, даже дамы и дети.

А еще меня потряс, конечно, оператор-постановщик Артур. Они с Сашей придумали очень интересный художественный ход, чтобы в костюмах у нас не было синего цвета. И пытались добиться этого на пленке — убирали синий и зеленый цвета, добивались интересной картинки. Им это удалось, но для этого приходилось очень долго и кропотливо расставлять свет на сцене. И это было тяжело, изнуряюще, мучительно, приходилось подолгу ждать, когда закончатся перестановки.

И о самом фильме в целом

Ренат Давлетьяров, продюсер:
Фильм будет интересен всем, потому что в нем есть интересная человеческая история и динамичный сюжет. К тому же со своей работой отлично справились все актеры, включая самых юных. Я возьму на себя смелость сказать, что такого кино еще не было в России.

Александр Котелевский, продюсер:
В этом фильме с одной стороны есть рассуждения на темы морали и грехопадения, а с другой — напряженная история. В итоге те, кто ходит в кино развлекаться, будут смотреть красивую картинку, а те, кто ходит в кино подумать, точно найдут над чем. Нам за этот фильм не стыдно.

Артур Гимпель:
Эстетически фильм снят в стиле ретро-фьючерс, то есть, прошлое, соединенное с будущим. До этого у нас в России в этой эстетике никто не работал. Действие происходит как бы нигде, но в то же время — где угодно. Снимали в Ялте, но зрители ее никогда не узнают, потому что ее на экране нет, это хаотический, созданный мир.

Три ложки дегтя

На наш взгляд, попытка создать психологический триллер с глубоким сюжетом, изначально была рискованная — в этом жанре в России до «Юленьки» не было убедительных картин. А рисковать бюджетом в 5 млн долларов решится не каждый. Поэтому лента хоть и выглядит как успешная попытка создать качественный психологический триллер, но мы обратили внимание на ряд существенных изъянов:

В фильме хоть и есть хорошая задумка, отличная работа оператора и даже метафоричность (в сюжете прослеживается аналогия с мифами Древней Греции), но сюжет может показаться слишком простым. Нет ничего философски глубокого в истории мужчины, изменившего жене и не признавшегося в этом под давлением 11-летней девочки. Впечатление на зрителя игра Башарова производит, ему веришь и сопереживаешь. Но «Юленьку» трудно назвать картиной, над которой можно задуматься. С драматургией, как нам показалось, тоже не все ладно. Поступки героев зачастую ничем не мотивированы, диалоги местами надуманные, а дети явно переигрывают свои роли. На вопрос о возможном продолжении продюсер Ренат Давлетьяров и режиссер Александр Стриженов сразу ответили отказом, несмотря на то, что тайна Юленьки, виновной в смерти нескольких человек, остается нераскрытой. Стриженов оказался ярым противником сиквелов, а Давлетьяров сказал, что подобная незаконченность должна заставить человека задуматься. На самом деле недосказанность в финале — это традиционное клише обычного триллера. Устрашающая обложка и слоган, по словам Стриженова — это дело рук прокатчиков, а на вопрос одного из журналистов, было ли намерение сделать триллер, он ответил: «Мне кажется, что жанры придумывают критики. Для создателей, наверное, все-таки существует один жанр — кино. Оно получается и становится успешным или нет. Мы делали не именно триллер, а скорее психологическую драму, созданную по законам триллера».

Реплика от редакции:
Мы считаем, что российским режиссерам предстоит еще многому учиться у своих заокеанских коллег. В данном случае такая возможность им скоро представится: по словам Рената Давлетьярова идею «Юленьки» уже купила «крупная американская кинокомпания» для создания римейка. Вот и посмотрим, как воплотят идею западные кинематографисты, сравним с оригиналом и если, сравнение окажется не в пользу американцев, возьмем свои слова обратно.