Оппозиция обвинила президента в незаконной агитации

На модерации Отложенный Вчерашнее общение с народом Владимира Путина, возглавляющего на выборах в Госдуму список "Единой России", конкуренты партии власти назвали прямым нарушением российского законодательства. Правда, сам Владимир Путин уверен, что законов не нарушал. Ничего противозаконного в общении президента с народом не обнаружил в "прямой линии" и глава Центризбиркома Владимир Чуров.
Вчера, как и предполагал Ъ, в ходе общения с россиянами президенту не удалось обойти предвыборную тематику. Сначала он подробно объяснил, что собой представляет "план Путина" (предвыборная программа "Единой России"). Напомнив, что в его основу положены президентские послания Федеральному собранию, Владимир Путин назвал его "востребованным страной". "Если мы последовательно будем действовать по его реализации, мы добьемся серьезных результатов развития",-- заявил он, назвав, впрочем, "политическими технологиями" решение "Единой России" "персонифицировать" план и связать его "с именем действующего президента".

А затем не менее подробно президент объяснил свое решение возглавить список "Единой России" на выборах. Напомнив, что после президентских выборов 2008 года "в Кремле будет другой человек", президент пояснил, что в этих условиях крайне важно сохранить преемственность в реализации принятых в последнее время решений. При этом "ключевым элементом дееспособности парламента в предыдущие годы" Владимир Путин назвал "Единую Россию".

Оппозиция обнаружила в "прямой линии" массу нарушений избирательного законодательства. Вчера лидеры списка СПС Никита Белых, Борис Немцов и Мариэтта Чудакова выступили с заявлением о том, что президент "демонстративно нарушил" требования законодательства о предоставлении равных возможностей всем участникам выборов. Высказывания господина Путина, который недвусмысленно связал будущее страны с "Единой Россией", и слова ее лидера Бориса Грызлова о том, что его партия "обеспечит пребывание Владимира Путина у власти независимо от поста, который он будет занимать", авторы заявления назвали призывом "к замене государственных институтов одной партией и одним физическим лицом" и "призывом к изменению основ конституционного строя".


Адвокат СПС Вадим Прохоров уверен, что Владимир Путин нарушил сразу несколько положений законов "О выборах депутатов Госдумы" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Выступление президента он назвал прямой агитацией, поскольку в нем преобладала информация об одной партии, а это, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 закона "Об основных гарантиях...", является одним из признаков агитации. При этом адвокат указал, что без предварительной оплаты агитация запрещена, а сам агитационный период начнется только 3 ноября. Кроме того, президент, по его словам, нарушил принцип равенства кандидатов, а также подпункт "е" пункта 5 статьи 40 закона "Об основных гарантиях...", в котором говорится о недопустимости использования преимуществ должностного положения, включая доступ к государственным СМИ для ведения агитации, если такой же доступ не будет гарантирован остальным избирательным объединениям. "Имеет место целый букет нарушений, я буду ставить вопрос перед руководством СПС об обжаловании данных нарушений законодательства",-- заявил господин Прохоров.

Аналогичные претензии к "прямой линии" могут выдвинуть и коммунисты. По словам секретаря ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Олега Куликова, вся трехчасовая трансляция была "предвыборной агитацией". "Он пропиарил 'Единую Россию'. Кампания стартует с критического нарушения законодательства -- 'Единая Россия' оказалась 'равнее' всех остальных партий,-- заявил он Ъ.-- Будут жалобы в ЦИК и обращения в комиссию по информспорам и к телеканалам. Нам не хотелось бы, чтобы в стране нарушались права избирателей на честные выборы".

Глава ЦИКа Владимир Чуров вчера уже заявил, что в "прямой линии" не обнаружил признаков предвыборной агитации. А сам президент уже после трансляции назвал свое общение с народом безупречным с точки зрения законодательства. "Я не позволил себе прямых призывов голосовать за определенную партию",-- заявил он журналистам.