Пир духа. Тлетворный Запад объявлен главным врагом столичной культуры

На модерации Отложенный Столичное правительство обсуждает сегодня проект городской целевой комплексной программы «Культура Москвы» на 2008-2010 годы. Этот объемный документ - яркий образчик патерналистских идей московских властей: "Мы культуру поужинаем, но мы же и закажем музыку". А музыка эта обещает быть весьма однообразной и с давно знакомыми мотивами. В каком духе столичные чиновники от культуры будут воспитывать и формировать вкус москвичей, никто не скрывает: одним из приоритетов культурной политики Москвы станет борьба с «экспансией бездуховной западной культуры».

 

 

 

 

 

Столичные власти обещают культурным горожанам не только массовую пропаганду, но и вполне материальную выгоду: прирост общей площади культурных заведений на 2,2 млн квадратных метров, постепенную информатизацию библиотек и так далее. Однако и эти показатели имеют оборотную сторону: эффективность программы чиновники предлагают определять по индикаторам, к культуре отношения не имеющим. Например, по тому, насколько вырастет за три года посещаемость Московского зоопарка. На все это удовольствие, кстати, из бюджета города выделят около 79,2 млрд рублей, а кроме того, привлекут около 44 млрд рублей из внебюджетных источников.

Как говорится в проекте постановления, в основу предложений по культурной политике легли исследования Московского института социально-культурных программ - столичного госучреждения. Результаты исследования весьма примечательны: оказывается, около 70% москвичей считают, что государство обязано защищать культуру России от «экспансии бездуховной западной культуры», и предлагают введение нравственной цензуры. Кроме того, признавая общемировое значение русской культуры (73,8% респондентов), большинство москвичей (66,3%) считают, что защита духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций является приоритетной задачей для России.

Где исследователи нашли столько консервативных москвичей, отдельный вопрос. В любом случае по идее в мэрии должны были схватиться за голову и думать, как исправить такое положение вещей: ведь одной из объявленных целей программы является интеграция московской культуры в то самое тлетворное западное культурное пространство. Однако за голову в мэрии не схватились: видимо, заказанное властями исследование чудным образом полностью совпало с представлениями самих заказчиков.

В результате среди основных принципов формирования программы «Культура Москвы» появился такой - «отношение к объектам культуры и результатам творческой деятельности как средству для формирования позитивной ценностной ориентации населения, в особенности молодежи». А среди основных задач программы - «формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Москвы в судьбах России и мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою столицу». В переводе с чиновничьего на русский это значит, что гранты и другую материальную поддержку от правительства Москвы будут получать лишь те деятели культуры, которые соответствуют представлениям чиновников об эстетике и нравственности. Предложений о создании системы независимой экспертной оценки культурных проектов в программе не замечено.

Что уж говорить о поддержке библиотек, театров и музеев, находящихся в собственности города. «Духовно-воспитательную» составляющую авторы программы умудрились впихнуть чуть ли не в каждый раздел программы.

Например, в театрах предполагается расширять репертуар с учетом целевой молодежной аудитории (а ей, как известно, нужно побольше патриотизма). В том числе будет расширена система целевого госзаказа. Из раздела с забавным названием «Кинофикация и кинопрокат» следует, что чиновники намерены покровительствовать прокату российских фильмов. Уже озвучены планы: приобрести 160 новых фильмов отечественного производства и довести количество сеансов таких кинокартин до 2,5 тысячи в год. О том, найдется ли столько качественного продукта в России, в московском правительстве пока не задумались.

Наконец, среди приоритетов проекта программы - развитие сети культурных заведений районного уровня, включающей объекты социальной направленности, «нацеленные на духовно-нравственное воспитание детской и молодежной аудитории».

На уровне пояса МКАД и ниже

Пока от засилья пропаганды москвичей спасет, похоже, только то, что культурных заведений в городе - явный дефицит. Особые проблемы с обеспеченностью объектами районного значения (учреждения дополнительного художественного образования, музыкальные школы, библиотеки, досуговые центры и клубы). В 15 районах столицы таких учреждений вообще нет как класса, говорится в проекте программы. А практически полностью отстранены от культуры жители 25 районов. Это «позволяет сделать вывод об «изреживании» культурного пространства и отсутствии условий для культурного воспитания и просвещения жителей в районах столицы, примыкающих к МКАД», - признаются авторы документа. Нашли они и другие проблемы: в существующих «художках» и «музыкалках» недостаточно оборудования, там работают плохо подготовленные педагоги, учреждения практически не приспособлены для доступа инвалидов.

Правительство Москвы такое положение обещает исправить: объявлена «трехлетка объектов культуры в районах «МКАДовского пояса» Москвы», как записано в программе. В первую очередь это означает массовое строительство и реконструкцию. На уровне районов до 2010 года построят 60 объектов культуры и реконструируют 35 объектов культуры. На городском уровне в этот же срок возведут 93 объекта культуры и реконструируют 103 объекта. А в районы, в которые культура все-таки не дойдет, организуют, например, выезд «библиоавтобусов». В общей сложности к 2010 году столичная культура увеличит свои площади аж на 2,2 млн кв. м. Доля единиц хранения фондов музеев и библиотек, занесенных в электронный каталог, возрастет на 40-50%, количество учреждений, имеющих выход в интернет, - на 30%, количество компьютеризированных рабочих мест - на 30%.

Культурно отдохнуть в зоопарке

Столичные власти обещают не только строить, обещают и внедрять инновации в области культуры. Например, на базе существующих библиотек будут созданы «интеллект-центры» (с развитием информационных технологий в библиотечном секторе), а кроме того, молодежи подарят «креатив-центры». В этих заведениях по задумке молодые люди будут генерировать новые идеи.

Среди инноваций назван и новый подход к финансированию столичной культуры. Предполагается ввести «бюджетирование, ориентированное на общественно значимый результат, который оценивается на основании количественных изменений основных показателей социально-экономической эффективности реализации услуг в сфере культуры». О том, по каким критериям будут оценивать и за что выдавать деньги, можно судить по приведенной в справке таблице. Это натуральные показатели, применяемые для определения эффективности всей системы мероприятий программы. Вывод простой: хочешь денег от правительства Москвы - загони в театр, например, роту солдат, и культурный уровень столичной жизни вознесется на недосягаемую высоту.

"Третий Рим" на экспорт

Интересно, что весь этот тяжеловесный культпродукт столичные власти намерены продавать не только на внутреннем рынке. Концепция программы подразумевает активный экспорт столичной культуры за рубежи страны. И здесь тоже, уверяют авторы программы, найден новый подход. «Важнейшей инновацией в развитии международного и межрегионального сотрудничества, - говорится в документе, - является подчинение всех проектов идее целенаправленного формирования международного имиджа столичного мегаполиса как центра в создании нового культурного миропорядка на основе единства и разнообразия культур». Почему-то и эта инновация, как и большинство других, отдает резким запахом нафталина.

Как вы боретесь с безнравственностью?

ПАВЕЛ ЛУНГИН, кинорежиссер

Я с ней вроде не борюсь, а просто делаю кино так, как его понимаю.

А что такое безнравственность? Есть некие слова-пугала, которых все боятся, но никто их не понимает, а вот к кампанейщине это иногда ведет. Может, запрещать молодежи заниматься любовью? Но заниматься любовью - это не безнравственность.

АНДРЕЙ ВУЛЬФ, член СПС

Ни с безнравственностью, ни с нравственностью я не борюсь: это бессмысленно, тем более административными методами, что для общества просто вредоносно. С безнравственностью можно бороться только внутри себя благодаря самосовершенствованию, чтению позитивной литературы, обращению в религию. Возможно и обучаться нравственности - в кругу семьи за счет воспитания своих детей.

Что касается возможности проведения гей-парадов в России, то в них нет ничего безнравственного и плохого. И во всей Европе они благополучно проходят как крупные муниципальные туристические мероприятия. Но в наших условиях они провоцируют столкновения и нагнетание нездоровых отношений в обществе как со стороны самих сексуальных меньшинств, испытывающих в связи со своими инициативами большой всплеск гомофобии, так и со стороны религиозно и охранистски ориентированного сообщества, лишний раз реагирующего на это как бык на красную тряпку.

С одной стороны, гей-парад - это несвоевременная и не очень нужная затея ее организаторов, но с другой - запрет на его проведение тоже неправилен.

НАТАЛИЯ НАРОЧНИЦКАЯ, зампред комитета Госдумы по международным делам (фракция "Справедливая Россия - "Родина")

Во всех своих выступлениях я стараюсь просвещать и напоминать о том, что свобода совести - это не свобода от совести. Нужно, чтобы человеком всегда двигало четкое различение греха и добродетели, а все эти глупости, что «любые проявления человеческой личности - это есть проявление свободы», воспринимаются как право совершать любую мерзость и непотребство под видом свободы. Русской культуре это никогда не было свойственно.

Да, все мы грешны, но пока мы осознаем, что это - грех, он нами не овладевает. Подобная мировоззренческая рама и должна бы быть неким барометром для СМИ. А у нас на экранах наши же очаровательные девочки (по сравнению с которыми заграничные барышни как Буратино из деревяшки) как начинают материться - и будто у них живые жабы изо рта вылезают.

Все демократические западные страны различными способами защищают свое искусство, в частности, определяя объем для фильмов производства США. Примечательно, что в подавляющем большинстве этих картин красной нитью проходит борьба двух греховных замыслов, но предполагается, что зритель должен кому-то сочувствовать, хотя там все просто преступники. Невольно идет привыкание к греху - и ты сочувствуешь более дерзкому и умелому.

Уверена, это рано или поздно исчезнет с экранов, но все боятся слова «цензура». Я тоже интеллигент, вынужденный в свое время писать закодированными формулами, но нужно, чтобы все СМИ одновременно подняли планку. А реклама никуда не денется. Народ-то у нас не дурак: когда «Идиота» показывали, то все рейтинги зашкаливали. А телевидение намеренно занижает планку, апеллируя к самому низменному.

НИКОЛАЙ ГУБЕНКО, депутат Мосгордумы, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки»

Я ставлю спектакли, которые побуждают зрителя к размышлению, в том числе и о вопросах морали и нравственности.

За рубежом есть практика высших советов при телевидении, которые не допускают на экран излишней жестокости, насилия и порнографии. Как только говоришь об этом у нас, вся пресса моментально становится на дыбы и говорит, что мы вводим цензуру. Выступление нашего патриарха в Европарламенте - это хорошо, но очень точечно, а внутри государства влияния церкви не чувствуется. Хотя позиции церкви у нас очень сильны и оказывают влияние на нашего верующего президента. Однако как только заходит разговор на светском уровне, то, помню, президент на Госсовете ответил Шахназарову: «У нас рынок, и это выбор зрителя».